
Учитель наснимал такого, что для того, чтобы прийти в себя после просмотра нужно довольно много времени. На стыке личного мастерства режиссера и устойчивого фундамента требований к русскому «выездному» кино родился настолько страшный Франкенштейн, что мы и подумать не могли.
Не уродливый или нелепый, заметьте, а именно страшный.

Эту историю, конечно, не стоит воспринимать буквально (выйдя из кинотеатра, некоторые зрители пытались обсуждать логику и достоверность фильма, чего делать, конечно, не стоило). Учитель прекрасный символист, даже, пожалуй, один из лучших в России, поэтому вся объективная реальность фильма (паровозы и люди в далёком сибирском послевоенном посёлке «Край») довольно условна. Это просто операционный стол, на котором режиссёр попытался в очередной раз препарировать «загадочную русскую душу». Не важно ведь, из чего сделан и чем покрыт стол?
Так вот, то, что там Учитель накопал крайне неприятно. Конечно, он слегка сгустил краски в угоду киноакадемикам: добавил НКВДшников, медведей и бань (хотя можно подумать, у нас нет НКВДшников, медведей и бань), но все-таки это зеркало. Заляпанное, чуть кривое, но зеркало. Нате – смотрите, это про каждого из вас. И то, что мы там видим настолько безнадёжно, что кроме как застрелиться, ничего делать не хочется.
Страшные, дикие, скрученные в узел инстинктами и ордынскими генами люди. Как обезьяны в пиджаках. Никакого «луча света в тёмном царстве» и прочей обнадёживающей ерунды. Вышли всем посёлком и в языческом порыве жрут сбитого медведя. А его шкура потом висит себе на котле паровоза, как впередсмотрящий. Такой вот паровоз истории с ошалелым кормчим. Главное, что звезда прикрыта.

В общем, как вы, наверное, поняли, впечатление гнетущее. Как если бы «Живи и помни» написал не Валентин Распутин, а Достоевский – уже признанный мастер, по которому «загадочную русскую душу» изучают во всем мире. Но он был человеком верующим, поэтому в цепочке его «исследовательских» романов все равно, хоть опосредованно, хоть через контекст мелькает какая-то призрачная надежда. У Учителя же ничего такого не видно. Может, он это и имел в виду?
Пугающе и, что самое главное, правдоподобно.
Ну, и чтобы не запугать окончательно, положу ложку мёда. Это, по большому счету, любовная драма с прекрасно выстроенной драматургией. Вплоть до вжимания в кресло. Качественная картинка, хорошие актёры. Есть, конечно, небольшие сценарные огрехи, но несущественные. Ну и Гармаш, само собой.
Комментарии (12)
gav
Ded_Pikhto
Grizle
Я вот об этом говорил… Я не критик, не драматург, я особо не оцениваю «глубину конфликта»… Я просто люблю интересное кино :))
gav
Ded_Pikhto
angry_hungry
Ded_Pikhto
… Первое подсказал известный выдумщик Алексей Учитель, решивший поставить душераздирающую историю о том, что советская власть организовала в Мурманске публичные дома для американских и британских матросов, вынудив комсомолок заниматься проституцией. Они там, понятно, развлекали матросов, а попутно стучали в НКВД… Но по совершенно неясным причинам прекрасной историей возмутились американские и британские матросы, которые заявили, что на войне они воевали, а не бегали по несуществовавшим публичным домам, как об этом сообщил Аркадий Стругацкий.
Режиссёру Учителю такое поведение матросов представить непросто — ведь жизненный опыт говорит обратное. Живёшь и трудишься среди проституток — и в произведениях сплошные проститутки. Ибо творец что видит вокруг себя, то и проецирует в произведения.
angry_hungry
(Не хочу его защищать, но хочу восстановить справедливость :))
Истории в интерпретации Гоблина часто приобретают другой смысл. Если убрать из текста все эпитеты, то видно, что Учитель предложил вполне тривиальную задумку, (а-ля проститутка-шпион из интуриста).
К исторической правде отношения не имеет, но это и не исторический фильм. Тут другая беда — исторических нет. Нет никакого противовеса. Есть только фильмы авторские (удачные или нет)и фильмы кагбэ исторические вроде 9-й роты, или Штрафбата. Вот они-то как раз прямое враньё и халтура. А Бумажный солдат или Край — это другое. В них аллегории и символы. Гоблин сам это прекрасно знает (в других фильмах он это прекрасно видит), а вот тема войны и СССР для него больная — вот и бросается как бык на красную тряпку.
Ded_Pikhto
Awl
Ded_Pikhto
jagg
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.