С Первомаем, дорогие товарищи! Мир! Май! Труд!
Привычные лозунги сразу узнаются, юмористически обыгрываются и перестают восприниматься в своём буквальном значении. А ведь начиналось всё ещё в XIX веке и весьма
кроваво.
До 1990 года – целых сто лет – праздник в нашей стране назывался Международный день солидарности трудящихся. Такой День отмечают более чем в 140 странах мира. Первые маёвки рабочих царской России состоялись ещё в 1887 году, а в 1890-м праздник получил звание международный. В новейшие времена России последняя официальная Демонстрация трудящихся прошла по Красной площади 1 мая 1990 года.
И наступила невнятица. С 1992 года Первомай переименовали в Праздник весны и труда, обязательные демонстрации отменили на год раньше. Первая
постсоветская демонстрация профсоюзов состоялась на Красной площади 1 мая 2014 года, на волне всеобщего подъёма, охватившего страну после присоединения Крыма. В этом году в столице было намечено множество праздничных мероприятий, а первомайская
Демонстрация на Красной площади собрала ещё больше людей, чем в 2014 году.
Сейчас праздник не очень-то воспринимается как политическое действие солидарности трудящихся всех стран. За сто лет они во многом добились соблюдения своих прав.
Рабочий день официально сократился до 8 часов, а в некоторых странах до 6-7 часов. Условия труда рабочих улучшаются. Зарплаты растут. Чего ещё желать человеку? Чего добиваться?
Вот и
опрос службы вице-президента по персоналу на АВТОВАЗе показал, что в 2014 году по сравнению с 2013-м увеличилась удовлетворённость сотрудников содержанием работы, сменностью, организацией и условиями труда, отношением с коллегами и руководством. Выросла гордость за производимую продукцию.
Подтверждается смысловое изменение праздника? Как бы не так!
По официальным данным, опубликованным в газете Волжский автостроитель (говорят, её теперь называют на ВАЗе «Боевым листком Бу Андерссона») сотрудники возрастом до 40 лет составляют 52% всех работающих. И ещё 26% имеют возраст от 41 до 50 лет. То есть вся или почти вся сознательная жизнь этих людей приходится на перестройку и постперестройку. На годы, когда производительный труд унижали всеми возможными способами; когда дети в школьных сочинениях начали писать, что мечтают стать валютными проститутками и бандитами; когда страна выкарабкивалась из кризиса в дефолт, из инфляции в неплатежи зарплат и пенсий. Когда трудовой кодекс менялся и дополнялся – отнюдь не в пользу трудящихся.
И всё же Трудовой кодекс существует. Вот только его правила соблюдают далеко не все работодатели. Сейчас в приглашениях на работу в качестве бонуса так и пишут:
работа по ТК РФ.
На АВТОВАЗе правила Трудового кодекса РФ соблюдаются. Там до сих пор (наверное,
по традиции) заключают сильный Коллективный договор между работодателем и работниками. Ведь до 2005 года управлял заводом красный директор Владимир Каданников — те времена, хотя и с большой натяжкой, можно назвать полусоциалистическими. Тогда АВТОВАЗ — и городу существенно помогал, и социалку сам содержал, и работников на заводе было аж 120 тысяч человек (сравните с нынешними 52 тысячами).
С приходом на ВАЗ москвичей в конце 2005 года в Тольятти наступили времена, которые страна пережила в 90-е годы, а нас они задели, как оказалось, только краешком.
Благими намерениями, как известно, дорога в ад выстлана. Нам объявили, что будут изгонять с завода бандитов. А по сути осуществили рейдерский захват предприятия. И началась чехарда с генеральными директорами и высшими менеджерами, которые работали вахтовым методом. Количество высшего менеджмента росло как на дрожжах, а работать на производстве почти никто из них не умел и не хотел. Тут ещё и кризис 2008 года вмешался. Пошли увольнения работников, деление единого завода на множество мелких предприятий (якобы для эффективности), аутсорсинг (передача каких-то функций на сторону — например, Комбинат питания вывели из системы завода, передали третьей организации).
Пришедший в 2009 году Игорь Комаров немного стабилизировал ситуацию на АВТОВАЗе (или, может, это кризис немного отступил). Хотя при Комарове численность заводчан упала до 67 тысяч, падение часто было связано с тем самым делением завода на кусочки — люди оставались работать на старом месте, но числились работниками уже другого предприятия. Однако же и на пенсию немало повыпроводили в добровольно-принудительном порядке. Но в конце 2013 года Комарова пригласили в Роскосмос. От таких предложений не отказываются.
Новые хозяева АВТОВАЗа
(В июне 2014 года альянс Renault-Nissan получил контроль более чем над 50% акций компании, доля Ростеха снизилась до 24,5%) назначили генеральным директором шведа, не говорящего по-русски, Бу Инге Андерссона. Этот человек большой обещальщик. Сколько раз за время своей работы Андерссон произносил фразу о том, что сокращений на заводе не будет. И сколько работников уже сокращено. Вернее сказать, выдавлено с предприятия. Формально и правда сокращений нет, но рабочий коллектив стал меньше на 15 тысяч человек.
И вот, на фоне всего этого, опрос работников АВТОВАЗа даёт такие радужные цифры удовлетворённости своим рабочим местом. Как говорится, «ничего слаще морковки не ели». Работа на АВТОВАЗе относительно многих других (но далеко не всех) предприятий и правда смотрится выигрышно. Зарплату платят стабильно, повышают периодически, питание дотируют, можно получить дотацию за путёвку на лечение или отдых — ну и другие приятные мелочи. В конце концов, делают ремонт рабочих помещений.
Но… Отчуждение рабочего от результатов своего труда только нарастает — дамоклов меч увольнения висит над каждым. Эксплуатация усиливается — нормы выработки увеличивают, доводя до автоматизма выполнение каждой операции (и вот уже рабочий хвастается, что его научили делать операцию одинаково хорошо и левой, и правой рукой). Строго следят за каждой минутой рабочего дня — не дай Бог кто-то позволит себе лишний раз в туалет сходить.
Объясните мне, где здесь человек? Не отвлекаться на естественные потребности, на полном автоматизме выполнять каждую рабочую операцию, не требовать ничего сверх положенного — где здесь человек? Где творчество, где свободный труд? Чем отличается в данной ситуации человек от робота? Пока что только тем, что человек более пластичен, чем робот, легче переучивается, менее требователен к окружающей среде. Но ведь прогресс продолжается. Уже
сейчас роботы могут многое, хотя пока дороже человека в производстве и эксплуатации. Совсем недолгое время спустя развитие робототехники пойдёт ускоренными темпами, роботы подешевеют и многому научатся. Куда денутся тогда «лишние люди»?
С XIX века последователи Томаса Мальтуса говорят о перенаселении планеты и призывают сокращать рождаемость. В конце века ХХ-го разговоры стали всё сильнее подкрепляться реальными действиями. Тут и пресловутая «ювенальная юстиция», как отчуждение родителей от детей. Тут гей-пропаганда — в гей-браке новые люди не рождаются. Тут забота Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ)
о сексуальном просвещении детей с младенчества. И прочая, и прочая, и прочая…
В капиталистическом мире нет места лишним людям. Концепция
«многоэтажного человечества» находит всё больше сторонников, особенно в среде элиты развитых стран Запада. Уже современный тип мироустройства есть не что иное, как отношения раб — господин, где господином выступают развитые страны Запада, а рабами объявляется большая часть человечества, в том числе и Россия. Удел раба — плотское, биопсихологическое, полуживотное состояние.
Единственный выход России для остановки её деградации состоит в выстраивании собственной, не привязанной к Европе, модели цивилизации. В мире существует огромный запрос на возвращение России.
Китайцы считают, что русские их предали, когда развалили Советский Союз. В Индии есть представители высокостатусной элиты, которые ждут и мечтают о повороте России на путь коммунистического развития. Многие люди из бывших социалистических странах Европы, в том числе из ГДР, с болью говорят о развале Варшавского договора и капиталистическом повороте их стран.
И выход для России является одновременно выходом для всего человечества.
С праздником! С Первым мая!
Комментарии (5)
List
bin-rada
Beashen
bin-rada
boa63
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.