ИЗ 600 ШТАТНЫХ преподавателей университета без работы останутся около полусотни. Ученые крупнейшего тольяттинского вуза пытаются опротестовать действия администрации в прокуратуре. О сложившейся конфликтной ситуации рассказывает председатель профсоюзного комитета ТГУ Анатолий Калинин.
— В последних числах июня более сорока университетских преподавателей получили от администрации ТГУ уведомления о скором увольнении в связи с сокращением штатов. С 31 августа все они будут уволены.
Основанием для изменения структуры стало сокращение временных нормативов, регламентирующих работу педагогического состава. Бесспорно, никто бы не посягнул на часы, которые тратятся на лекции или семинары. Зато пересчету подверглось время, которое педагоги расходуют на контроль студенческой деятельности: проведение экзамена, проверку лабораторных или курсовых работ.
К примеру, если раньше на проверку курсовой работы полагалось, предположим, 6 часов, то теперь на это дело полагается всего 4 часа. В общей сложности нормативы были урезаны процентов на 30. Происходит интенсификация труда, при этом сами положения и требования к проведению зачетов, экзаменов, приему контрольных работ не меняются. То есть педагог за более короткий срок должен выяснить, сам студент написал работу или беззастенчиво «содрал» ее в Интернете. И ответственность за поставленную оценку с него никто не снимает. Опытные педагоги уверены, что за те сроки, которые им сегодня навязываются, это сделать невозможно.
— Такие нововведения повлияют на качество образования?
— Скажем так, контроль полученных знаний станет более слабым. Радуйтесь, братья-студенты!
— Кто определяет, сколько времени должен тратить, к примеру, доцент на проверку курсовой работы? Это компетенция администрации вуза или нормы регламентированы министерством образования?
— Во многих федеральных министерствах такие типовые нормы четко определены. Им нужно следовать обязательно. Но министерство образования их не приняло. Здесь имеются лишь примерные нормы. Тут дается «вилка» трудозатрат: например, на прием экзамена полагается от получаса до четверти часа времени.
Раньше в ТГУ работала экспертная группа: профессора, преподаватели, которые производили любые корректировки трудозатрат преподавателя. Давалось коллегиальное экспертное заключение, опиравшееся в том числе и на собственный преподавательский опыт. После этого решение утверждалось на заседании ученого совета университета. Надо сказать, что он состоит на 70% из профессоров, заведующих кафедрами.
Сейчас ректор не пожелал поинтересоваться мнением ученого совета по этому важному вопросу и поручил анализ работы преподавательского состава своей администрации — учебно-методическому управлению. Так получилось, что новые нормы определяли не педагоги-практики, а аппарат вуза. Предполагаю, его сотрудники сразу получили распоряжение от ректора уменьшить нормативы работы педагогов, чтобы сделать их труд более интенсивным.
Но сейчас для нас важно, что после перераспределения рабочих часов появились лишние преподаватели. На них попросту не хватает времени.
— Преподавателей каких факультетов и кафедр коснулось сокращение?
— Практически всех подразделений.
— Кто попал под сокращение?
— Кто вынужден будет уволиться — решали заведующие кафедрами. На мой взгляд, это также является ошибкой. В Трудовом кодексе ясно говорится, что в первую очередь сокращению подлежат низкоквалифицированные работники. То есть если выбирать между увольнением доцента и обычным преподавателем, то выбор должен пасть на специалиста более низкой квалификации — обычного преподавателя.
Но в нашей ситуации возникла полная неразбериха. Увольняют опытных педагогов, в том числе и доцентов, оставляя молодых Говорят, они более перспективны. Но это нарушение. Для закона нет разницы — молодой ты или старый, важна только квалификация. Людям непонятны критерии выбора: доцента сокращают, а старшего преподавателя на той же кафедре оставляют. Тринадцать чело век уже написали заявление в профсоюзный комитет, я вынужден реагировать.
— Сокращают более сорока педагогов. По сравнению с общей численностью преподавательского состава это много или мало? И каковы штаты администрации ТГУ?
— Административно-управляющий персонал составляет приблизительно 270 специалистов. В вузе трудится на данный момент около 600 штатных преподавателей. То есть увольнению подлежат около 7-8% педагогов. Но все равно это много.
Имеется отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки. В этом документе говорится, что если в течение месяца в организации сокращению подлежат более двадцати человек, то этот случай уже признается массовым увольнением. Следовательно, администрация обязана предупредить профсоюзы за три месяца до увольнения. Этого сделано не было. Я обратился с официальным письмом к ректору ТГУ Михаилу Кришталу. В письме указываю, что увольнения проводятся незаконно. Прошло более недели — никакого отклика из администрации вуза не получено.
— Вы заявляете, что увольнения незаконны. По каким основаниям?
— Не буду распространяться о морально-этическом аспекте творящегося. Но нарушена процедура сокращения сотрудников. Во-первых, согласно Трудовому кодексу до начала массового увольнения руководство университета заблаговременно, за три месяца, должно было направить в профсоюзный комитет уведомление о готовящемся изменении штатов и сокращении сотрудников. Этого сделано не было. Второе нарушение касается членов профсоюза. Увольнение членов профсоюза может произойти только после обсуждения на заседании профкома. Этого тоже не случилось. Что дает мне полное основание написать заявление в прокуратуру от имени профсоюзного комитета сотрудников тольяттинского государствнного университета. Вчера это было сделано.
— Если прокуратура встанет на сторону увольняемых сотрудников ТГУ, какие действия последуют дальше?
— Я не сомневаюсь, что надзорный орган подтвердит, что администрация нарушила трудовое законодательство. В этом случае ректор будет вынужден повторно запустить процедуру сокращения штатов, но на сей раз происходить все будет в соответствии с законом.
Анна Кондратьева
___________________________
© «Площадь Свободы», 25 июля 2012
Комментарии (86)
ewgeniy
nazxul
BUM
nazxul
Borodatiy
artyom
Borodatiy
artyom
Borodatiy
но бумага — ненадёжный хранитель информации. некоторое время назад были изобретены фотоаппараты.
а подобные анекдоты я слышал и в 90-х годах. название вуза, кстати, не помните?
artyom
Название ВУЗа помню :) ПТИС.
Borodatiy
эти байки ходят про все вузы. причём источники также утверждают, что видели объявления своими глазами.
artyom
И ни я, и никто из моего окружения НЕ слышал таких «баек» про другие ВУЗы.
Borodatiy
то же самое про тау.
artyom
ACC0508
Большинство идет в вузы, а профучилища пустуют, в городе куча рабочих вакансий, никто на них не идет, все хотят сидеть нога на ногу в офисах, а в результате после 5 лет в вузе не могут найти работу по профилю
Кстати зарплата на рабочих специальностях часто не ниже, а бывает и выше чем у офисных работников
ewgeniy
А все потому что пока учишься в вузе надо не только бухать и по бабам шляться, но и проходить практики и стажировки хотя бы летом. И не для галочки как это все делают, а по настоящему. Тогда к моменту выпуска ты из себя хотя бы что то будешь представлять.
mrachelo
И снова аккуратнее с обобщениями. Не всегда проблема заключается в этом. Евгений совершенно справедливо говорит о профориентации и смещении приоритетов.
Сколько менеджер/юрист/журналист стажировок не проходи, рынок не резиновый) И устроятся только те, кто устроится) Остальные — не обязательно бездельники.
Ivan_Burduh-Ali
mrachelo
ewgeniy
"
СкрипачиГуманитарии в Тольятти не нужны в таких количествах"))) И понеслось)Ivan_Burduh-Ali
mrachelo
artyom
Школьники не имеют представления никакого о профессиях. Да и их родители в основной массе тоже кроме дебильной мантры «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ» нихера не соображают.
mrachelo
Ivan_Burduh-Ali
Если уже на высшем уровне заговорили о том что никакого не имеют, это о чем то да говорит.
mrachelo
А школьники разные бывают. Вот давеча с девчушкой-энтомологом беседовал… Вполне сознательно выбрала специальность (ну понятно, то, что были гранты на обучение, выбор подстегнуло). Учится и радуется выбору профессии. И у меня таких знакомых, в общем, хватает.
Ivan_Burduh-Ali
Только никто тольком даже не описал чего начальник и чего они там делать собрались )))
mrachelo
В интернете, знаете ли, много чего пишут. А начинаешь читать оригинальную статью — возникают вопросы)
Ivan_Burduh-Ali
mrachelo
Ivan_Burduh-Ali
Я честно признать в 11 классе сам слабо представлял кем буду. Знал только что коммерсом. ))))
mrachelo
Ivan_Burduh-Ali
А эксперт я например по тормозным суппортам.
mrachelo
Довольно категоричный подбор слов для непретендующего)))
Это мое оценочное суждение)
Ivan_Burduh-Ali
mrachelo
По поводу профориентации: система профориентации никуда не делась, есть центры профориентации, есть довольно четкие тесты, позволяющие выявить склонности.
Есть дни открытых дверей, конкурсы школьников и олимпиады.
Заводы опять начали выстраивать цепочку школа-уз-завод, разрушенную в постсоветский период.
Просто свободные люди в свободной стране делают свой собственный выбор. На все 146%)
Ivan_Burduh-Ali
mrachelo
Ivan_Burduh-Ali
mrachelo
mrachelo
«Суслика не видно, а он есть»)
Ivan_Burduh-Ali
бываю категоричен. Каюсь.
mrachelo
Kalinin
mrachelo
а в офисах молодежь после вузов сидит перекладывает бумажки за 7-10 тысяч
ewgeniy
mrachelo
nazxul
15 февраля 2011, 22:17
artyom
mrachelo
Zoom-Zoom
советскиевчерашние ПТУ как по волшебству стали университетами. 3000 ВУЗов в нашей несчастной стране! Оставить 500-200… Найти оптимальное количество!moydodyr
И что, за 4 часа, при наличии сайта типа «Антиплагиатор» это невозможно сделать? Печально, что педагоги не владеют интернетом…
Ghost
moydodyr
Проверка на отсутствие плагиата — это первый шаг. Потом надо еще и читать курсовую, и проверять, например, действительно ли студент поставил ссылки на то, что читал и что существует, или же «от балды» нафигачил их.
angry_hungry
всю жизнь ставил от балды. никто не додумался проверять.
artyom
moydodyr
artyom
Что касается списков литературы, многое зависит от дисциплины и специальности. Сегодня это можно проверять на раз, но времени совершенно недостаточно для того, чтобы еще и это делать.
Если студент чего-то пишет сам, это совершенно не обязательно представляет собой новый взгляд на проблему. Например, в этой ветке люди вроде пишут сами, а поток сознания тот еще)
В общем, граждане эксперты в области народного образования, учите матчасть)
Ivan_Burduh-Ali
если уж за 20 минут на экзамене проверяют знания по всему курсу, то за 4 часа выявить знания теме курсовой не составляет труда.
artyom
отстреливатьлишать степени через одного.2. Вы удивительным образом обобщаете понятие «курсового проекта». Есть разные дисциплины с довольно большой вариацией структуры и тематики работ. Соответственно, иногда требуется довольно много времени (если работу не по диагонали смотришь, а написана она слабенько).
3. Что касается рабочего времени, не стоит забывать о том, что речь идет не только о часах, а о заработной плате. Учитывая общий уровень заработной платы в сфере образования, часы нужны для того, чтобы люди не получали совсем уж копейки. Наличие свободного времени — один из немногих факторов, удерживающих людей в образовании. Нагрузи их — и многие уйдут.
4. Ваши заключения о том, что останутся обязательно лучшие, не обязательно верны. Останутся те, кто готов выполнять работу на данных условиях (и необязательно качественно, поскольку качество в образовании мерить сравнительно непросто). А назхул, между прочим, в ДВС понимает.
Ivan_Burduh-Ali
2. да, как пишут курсовые студенты со строяка. а курсовая отягощена сложными расчётами с построением графической модели. просто загоняют данные своего варианта в компьютерную программу, которая тут же выдаёт нужный преподу результат. естественно, в силу своей информационной компетентности преподы о существовании таких программ ни сном ни духом. они преподают по мятым листочкам, изготовленным в 70-х годах прошлого века, символизирующих ценную информацию, которую сейчас якобы нигде не найдёшь (правда есть мнение, что это всего лишь имитация, материал был переписан из новейшего учебника, а смят был листочек непосредственно перед лекцией для придания ему сакрального смысла).
3. да никуда никто не уйдёт. тот же нахзул работает на 1,5 ставки (это уже 12 часов в день) плюс ещё подрабатывает (итого 12-15 часов в сутки). не выгонишь. будут плакать, колоться, но продолжать жрать кактус.
4. останутся те, кого оставят. как измерить качество, действительно, проблемный вопрос. если у вас есть какие-то соображения, я готов с ними ознакомиться. если их нет, то предпочитаю пользоваться уже имеющимся опытом.
назхул совершенно точно понимает в двс, но преподаёт экономику, так что его понимание двс никак не влияет на качество его работы.
artyom
2. Бывают не только расчетные курсовые. И не всегда алгоритм проверки настолько прост. У Вас какое-то однобокое представление о преподавателях, будто бы Вы не видели никогда профессионалов и мастеров (а в ТГУ они… были, как минимум).
3. Думаете, от хорошей жизни? Или от жадности?
4. Именно. У назхула диссер по экономике, я читал, нормально там все в принципе) Как минимум, формально человек может это делать. Да и его науч. рук. Мурахтанова — далеко не самый слабый преподаватель экономики в городе. Хотя экономика, социология, философия и всякое такое — не науки, конечно)
В общем), поменьше обобщений, а то с водой ребенка выплеснуть в угаре очень легко. Собственно, предыдущий ректор нареформировал там тоже всякого.
Ivan_Burduh-Ali
3. думаю, что потому что им так хочется. им так удобно. приводил пример препода тгу, который не пойдёт никуда работать менее чем за 50.
4. я никогда и не говорил, что назхул плохой преподаватель. как раз наоборот, поэтому его увольнять никто и не собирается. более того, он работает на 1,5 ставки. вон даже ректора позволено критиковать.
хотя один раз прихожу к нахзулу на пару — кабинет закрыт, спрашиваю в чём дело, говорит, что студенты на тренировке. вот и свободные 2 часа у препода появились.
был на паре у другого препода по экономике. приходит на пару — студентов нет, сбежали. ну мол говорит, значит не очень хотели меня видеть. уходит. снова два часа свободных.
обычная ситуация и когда студенты приходят на пару раньше — нас отпустили, препод заболел, препод в командировке, препод просто не пришёл. это не только про экономистов, но особенно про экономистов.
другой пример. приходят ко мне заочницы гуманитарного склада ума сдавать зачёт. тётки постбальзаковского возраста. как водится, ни бум-бум, 10 на 20 без калькулятора не разделят. но зато все экзамен по экономике сдали нахзулу на отлично.
с удовольствием готов обсудить и предыдущего ректора. как раз новый ректор пришёл на волне протеста против изменений, но в современном мире меняться необходимо. уже тогда и я и многие другие предрекали сегодняшнюю ситуацию. он будет вынужден проводить непопулярные реформы.
artyom
Что касается т.н. «гуманитарных наук» я вполне уверен, что в ТГУ есть пространство для оптимизации. Вот инженеров мне откровенно жаль, ставки там сокращать никак нельзя, и условия тоже. А гуманитариев (расцветших при предшественнике Криштала) можно и нужно подрезать (хотя это и непопулярная в сети позиция).
Кришталу непросто, да. Но это не значит, что он прав по всем статьям автоматом. Да и Райтер смущает)
Ivan_Burduh-Ali
райтер — очень грамотный специалист. что смущает? американское гражданство?
artyom
Ivan_Burduh-Ali
конфликт, потому что в вузе в основном консервативные люди. которые не любят меняться, хотят работать по старинке, не изучать ни иностранный язык ни информационные технологии, читать те же лекции, что и 30 лет назад — не лезьте к нам, не трогайте, вы тут ничего не понимаете.
но жизнь заставляет меняться. и если вуз не будет меняться, то его просто закроют.
если у вас есть, что предложить для вуза, ваши предложения с удовольствием рассмотрят.
когда волкову говорили, что вот вы неправильно делаете, что вот так не надо, он тут же отдавал инициативу спрашивающему — скажите, как надо, напишите, сделайте, вы специалисты — вам виднее, мы вам заплатим. далеко не все, кто знал, как не надо, знал, как надо.
artyom
Надстройка (администраторы) должны понимать, что они — надстройка, и свое желание оптимизировать умерять. Иначе получится Гельфанд-младший вместо Перельмана)
Ivan_Burduh-Ali
в своё время назхул говорил, что криштал — один из лучших руководителей. можете вы назвать свои примеры лучших руководителей? желательно российские.
artyom
Но из созидателей прошлого в ТЛТ — например, Поляков.В.Н., Комзин И.В. Это люди непростого времени и непростой биографии, которые строили город. Совершенно замечательное впечатление оставила книга Ольги Вавилиной про Р.Д. Кислюка. И еще куча народу, которого я не знаю)
Современников называть не буду) Лицом к лицу сложно лицо увидеть)
Не те вопросы Вы задаете, Артем, не те)
Ivan_Burduh-Ali
я просто не чоень понимаю, чего вы хотите от имеющихся руководителей. чтобы они стали гениями?
я вижу как люди растут. причём растут стремительно. возможно, скоро они и станут гениями. пройдя через ошибки, конфликты. для этого каждому нужно своё время.
я вижу у ректора большой потенциал. если такие изменения произошли всего за год, сложно даже вообразить, что может произойти за 5-10 лет.
тот же нахзул, как бы я к нему относился. но всего год назад у неё в каждом топике был тег «чиновники-идиоты», оппонентов называл дурачками и идиотами. а сейчас более-менее адекватен.
artyom
Вы считаете собственное видение неискаженным?)
Ivan_Burduh-Ali
есть ещё и позитивное видение — когда от того, что видишь, получаешь удовольствие. что-то навроде розовых очков. когда то, что видишь, воспринимаешь как пользу для себя. когда открываются новые горизонты. и от этого растёт, например, работоспособность. и тогда в общем-то какая разница, что там на самом деле. если и так всё замечательно.
artyom
Ivan_Burduh-Ali
ещё один момент — сейчас очень удобно ругать ректора, когда его ругают со всех стороны — и его бывшие противники и его бывшие сторонники. я ругал, когда он был на подъёме.
лежачему надо хотя бы не мешать подняться.
artyom
Ivan_Burduh-Ali
также жёстко критиковал его кандидатуру в предвыборный период. тогда мне она казалась наименее удачной. чтобы выбрали кого-то другого.
те решения, которые принимаются сейчас, верные.
о том, что новому ректору всё равно придётся реформировать университет, говорил тогда и его соперник на выборах богданов.
давайте ругать и хвалить заменим на критиковать и поддерживать.
artyom
moydodyr
artyom
moydodyr
artyom
Ivan_Burduh-Ali
делать по правилам — это безопаснее, это даёт уверенность, самоуважение и уважение окружающих.
сложно требовать от других выполнения правил, если сам их не соблюдаешь.
artyom
а это всё делается очень просто, при защите. Если писал сам и ссылки сам делал — на вопросы ответит. Для допуска «к защите» курсовой работы надо, чтобы тема была раскрыта и соблюдены формальные правила по оформления. Ну и на плагиат проверка. В 4 часа уложиться вполне можно.
Ghost
Ivan_Burduh-Ali
вот поэтому 4-х часов пребывания на форуме больше чем предостаточно )))
Ghost
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.