Немногие помнят сейчас, с каким энтузиазмом тольяттинцами были восприняты маршрутные такси, появившиеся на улицах города. Новенькие «газели» блестели желтыми боками и обгоняли старые и наполненные льготниками (пенсионерами да студентами да работниками со спецпроездными) автобусы и троллейбусы. Отдельные граждане, чьи умы оказались захвачены «маршруточным мемом», взахлеб рассказывали, как быстро и удобно и сравнительно недорого можно добраться из пункта А в пункт Б.
Достоинства у транспорта и правда были: по относительно незаполненным тольяттинским улицам маршрутки летали со скоростью, которая стареющему под открытым небом подвижному составу вряд ли снилась. Внутри были сиденья, пахнущие свежим дерматином (спасибо Аспиду и встроенному проверяльщику), шторки и достаточно предупредительные первое время водители, готовые организовать остановку общественного транспорта в любом удобном для пассажира месте. Только деньги в кассу успевай вносить.
Под веселое жужжание «горьковских сувениров» «эффективные менеджеры» принимали «единственно возможное» решение о судьбе городского общественного транспорта. Единственно возможное, исходя из краткосрочных интересов, причем интересов самих этих менеджеров, понятно. Ликвидировались депо и ремонтные мастерские, а их площади передавались или продавались (см. «Алтын»), ухудшались условия труда водителей и кондукторов (а вы попробуйте выполнить норму в таких условиях), списывался подвижной состав (а новый не приобретался, или ставился под открытое небо), повышалась плата за проезд, сокращались маршруты и время их работы. В итоге Тольятти, город с тремя не напрасно разделенными районами, вернулся в состояние начала 90-х: из одного района в другой после 9 часов вечера можно часто уехать только на такси (Старый и Комсомольск связывают 40 и 46 маршруты, за что им спасибо). Многочисленные дачники и пенсионеры (что не редко одно и то же) также оказались перед непростым выбором. Маршруты приходилось планировать заранее, но надеяться на расписание было сложновато. Естественно, люди пересаживались: кто-то на маршрутки, кто-то — на личные автомобили. Я лично пересел на велосипед. Стихийные решения проблем свойственны «резкому» тольяттинскому характеру.
Впрочем, недостатки всей этой стихийности начали проявляться довольно скоро. Оказалось, что даже самые широкие улицы — не резиновые, и судьбу Самары разделить не так уж сложно. Оказалось, что у газелей бывают невыспавшиеся и злые водители, которые вполне легко могут попасть в ДТП, а конструкция автобуса позволяет этому риску увеличиться. Оказалось, что частник не стремится работать до последнего клиента, а мыслит вполне экономическими категориями маржи и убывающей отдачи. Оказалось, наконец, что возможностей контролировать расплодившихся альтернативщиков у городских властей практически нет. Да много чего оказалось.
В то же время, невидимая рука рынка не всегда показывает только в одну сторону. То, что было упущено публичным менеджментом, стал пытаться реализовывать частный. Оказалось, что в силу тех же экономических причин автобусы средней вместимости могут быть вполне выгодными, а предложения на рынке уже давно не ограничиваются только микроавтобусами мастодонта отечественного автомобилестроения ГАЗа. Оказалось, что кроме сидячих мест можно предусматривать и стоячие. Впрочем, тольяттинская «резкость» и здесь взяла верх.
Комментарий от тольяттинского блогера maicano:
Когда появились первые маршрутки с высокой крышей, я порадовалась: не придется стоять, согнувшись, если ехать надо срочно, а свободных не дождешься. Ага, как же, теперь эти самые с высокой крышей не одного двух стоячих берут, как обычные, а сколько влезет. Конструкторы на такое использование явно не рассчитывали: нормальный поручень есть только около входа и где-то ближе к середине маленький аппендикс под потолком висит, все. В результате всем неудобно: и тем, кто стоит (тесно, держаться невозможно), и тем, кто сидит (постоянно наваливаются, к выходу пробраться целая история), психклимат в целом напряженный. В миди-автобусах с «держаться» получше, там верхний поручень подлиннее, в некоторых поверх сидений «держалки» предусмотрены, но при определенной степени забитости про удобство и комфорт тоже можно забыть. Иногда, обычным общественным получается приятней проехаться, чем на таких маршрутных «такси» :). Вообще есть такое ощущение, что конструкторы-дизайнеры и прочие разработчики-производители не только сами своей продукцией в полевых условиях не пользовались, но и исследований таких не проводили, а то бы поручни по всему периметру и на разной высоте предусмотрели. Еще, любопытно, кто же это определяет: какова вместимость автобуса. Иногда, когда табличка с указанием сидячих и общих мест на глаза попадается, прикидываю и у меня указанное количество, не иначе как штабелем умещается :)
Думаю, выводы читатели могут сделать сами) И тем не менее, какие будут комментарии?)
Комментарии (52)
Ivan_Burduh-Ali
Иван ) Вы все время с контрабасом ходите?))
Lada
Ivan_Burduh-Ali
Lada
Ivan_Burduh-Ali
Давайте я с вами боятся буду))) А вы напишите)))
Lada
-огнемет «Шмель» )
Shadow
Правда, Гр.Об. — это не гражданское общество, а гражданская оборона, но об этом надо знать далеко не всем)))
Ivan_Burduh-Ali
Lada
Ivan_Burduh-Ali
Zoom-Zoom
Ivan_Burduh-Ali
lДа, да, или музыканту что-нить мешает))))
Lada
Лично я, кстати, играл в оркестре на ксилофоне, бубне и треугольнике. Мне особенно треуголник нравился, реально чумовой инструмент.
Zoom-Zoom
Блин, ну куда я со своим фортепиано)))
Lada
Ivan_Burduh-Ali
И Иван, )))), на контрабасе)))) сидит)))
Lada
Zoom-Zoom
Zoom-Zoom
О это самое главное)
Lada
А что у нас с иностранными языками?
Это я Вас всё в будущие президенты примеряю.
Да, и уж, программкой озаботьтесь. )))
Visson
Зум, уж давно рассказывал об этом)))
Lada
Контрабас — это банально, как и саксофон.
Zoom-Zoom
Обычная бандура меньше контрабаса.
Ivan_Burduh-Ali
Zoom-Zoom
При любой возможности — хожу пешком…
При необходимости соблюсти душевное равновесие и прибыть куда-либо вовремя выход один — такси.
Visson
Starinov
Правда, в масштабах Тольятти-Жигулевск пешком особо не походишь, поэтому компенсирую пешие прогулки в хорошую погоду и свободное время.
Dobrovolec
Ivan_Burduh-Ali
PINGvin
Впрочем, тему это все равно не отменяет, блогер в Тольятти, в отличие от непонятного автора)
Ivan_Burduh-Ali
PINGvin
Так что все учтено))) Умение делать правильную выборку даже при ее ограниченности сработало здесь)
Ivan_Burduh-Ali
Starinov
Неужели на городском уровне никого не интересует культура траспортных перевозок?
Visson
Ivan_Burduh-Ali
соответственно, такая машина и денег везет меньше.
Cooper
)))))), ну с роялем врят ли))))
Lada
Дочитал до здесь. Остановился. Задумался. Слазил в инет. Убедился.
Aspeed
Ivan_Burduh-Ali
А суть… ну, как обычно — не уловил. ;)
Aspeed
Zoom-Zoom
Мне нравятся такие автобусы, катаются по Юбилейной и 73 был: двери как во дворце, ступени низкие, заходишь спокойно, как Королева.
Кстати, ни разу в жизни пока три тьфу не бегала за транспортом уходящим. Лучше опоздать, чем бежать, как дурак.
А вспомните годы 80-е и 90-е, какие были давки, теснотища в 20-ке и других автобусах и троллейбусах. Люди были набиты в них, как в консервах. Так что сейчас по-любому лучше.
Belozerova1
Dobrovolec
Belozerova1
Dobrovolec
Zoom-Zoom
Dobrovolec
Страшно только поначалу!
Zoom-Zoom
Ivan_Burduh-Ali
Ivan_Burduh-Ali
ЗЫ. Как-то мне непонятно, почему заминусовали пост… Или в начале декабря это был «модный тренд» на tlttimes.ru в отношении одной персоны? :))
de_Gauss
Ivan_Burduh-Ali
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.