В среду, 16 мая, на заседании гордумы был рассмотрен вопрос о присвоении звания «Почетный гражданин Тольятти». С одобрения большинства депутатов им стал ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АвтоВАЗ» Петр Прусов.
Ходатайство о присвоении ему почетного звания в общественную комиссию поступило от президента предприятия Игоря Комарова. Его поддержали профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации, служба вице-президента по техническому развитию АвтоВАЗа, детская школа искусств «Форте» и Совет ветеранов войны и труда завода.
Прусов известен как один из главных создателей легендарного внедорожника «Нива», на базе которого поставили машины на конвейеры многие автоконцерны мира.
Как рассказал председатель общественной комиссии Николай Ляченков, в этом году от коллективов города поступили ходатайства на четыре кандидатуры. Помимо Прусова, это директор лицея №76 Владимир Коняхин, ректор Тольяттинского политехнического института с 1979 по 2011 г., пенсионер Владимир Столбов и председатель профсоюзного комитета профсоюзной организации социально-жизнеобеспечивающих, культурно-спортивных и образовательных организаций ОАО «АвтоВАЗ» Николай Медведев.
На заседании общественной комиссии 12 мая в результате тайного голосования большинство голосов было отдано за Петра Прусова. Николай Ляченков попросил парламентариев рассмотреть возможность в будущем присуждать почетное звание горожанам по трем направлениям: за достижения в производственно-промышленной сфере, общественно-научной и духовной деятельности, а также за выдающийся личный вклад или поступок.
Председатель комиссии мотивировал это тем, что почти всегда почетными гражданами становятся производственники, тогда как другие сферы жизни остаются в тени.
_________________________________________________________
«Волга Ньюс»
Комментарии (14)
Я предлагаю сделать звание почетного гражданина потомственным и выдвигаться имеет право любой желающий. Как до революции.
mihail
Cooper
Ivanka
KED
togl
Ecologist
Aceton
Consigliori
foma
Ivanka
Только в том случае если он запатентовал конструкцию Нивы. А как ее запатентуешь, если он ее не самостоятельно разрабатывал, а по заданию и на деньги ВАЗ-а?
Bot-a-nik
foma
Bot-a-nik
Вот, кстати, из одного из бесед с Петром Михайловичем.
— Как же получилось, что ''Ниву'' в конце концов стал производить Волжский автозавод?
Прусов: Это решалось, видимо, на уровне Совмина. Приехал из Москвы Виктор Николаевич Поляков, он был тогда генеральным директором нашего автозавода и одновременно занимал пост заместителя министра автомобильной промышленности. Были вызваны к нему тогдашний главный конструктор ВАЗа Соловьев и его заместитель Поспелов. И перед ними была поставлена задача сделать автомобиль повышенной проходимости. В конце концов на приемочные испытания, которые я сам называю тараканьими бегами, вышли три завода: Волжский автомобильный, Ижевский и АЗЛК. ''Москвич'' вел себя индифферентно. То есть не получилось, ну и ладно. У Ижевска же была отчаянная команда, они сражались до последнего. Но у нас была не менее отчаянная команда.
— Как родилась идея создать такой необычный по тем временам автомобиль?
Прусов: Когда меня назначили главным конструктором по этой теме, передо мной встал выбор: либо идти уже проторенной дорогой и делать так, как в то время были сделаны все джипы — рамная конструкция, зависимые передние и задние мосты, барабанные тормоза, либо… Но у меня также была задача попытаться сделать это на узлах легкового автомобиля. И уже само это обстоятельство предполагало несколько иной подход. Поэтому и был предложен вариант с несущим кузовом, независимой передней подвеской, зависимой задней, дисковыми тормозами, высокооборотистым двигателем. Такой конструкции раньше не существовало, и споров было много. Говорили, что таких машин не бывает. Я отвечал: ''Вот и хорошо, что не бывает''. И в конце концов мы образовали целую нишу вот таких автомобилей. До нас автомобилей, которые уверенно себя чувствуют на шоссе и неплохо себя ведут на бездорожье, практически не было. Сегодня машины такого класса не выпускает только ленивый. Года четыре мы были в этой нише в одиночестве. И еще лет шесть мы маячили, хоть с голым задом, но впереди. Конечно, автомобиль не коньяк, с годами он не становится лучше. Сегодня ''Нива'' все еще популярна, но, увы, она уже не занимает ведущих позиций в своем классе.
— Как оценили министерские и партийные руководители вашу работу?
Прусов: Когда мы выиграли ''тараканьи бега'' и вышли уже на государственные испытания, все споры по поводу ''Нивы'' прекратились. Все немного оторопели и даже перестроили методику испытаний автомобилей 4 на 4 на полигоне. Решили повысить требования к проходимости. По проходимости в то время ''Нива'' проигрывала только одной модификации УАЗа, той, что была с бортовыми редукторами. Это был военный автомобиль с высоким клиренсом. Ну а на шоссе среди джипов нам не было равных.
В дальнейшем трудности, связанные с ''Нивой'', заключались во все возрастающем спросе и потребности этот бешеный спрос удовлетворять… Сначала был запланирован ежегодный выпуск двадцати пяти тысяч машин, потом в связи со спросом повысили до пятидесяти, а позже — до семидесяти пяти.
— Создавая этот, в общем-то, экспериментальный автомобиль, вы рассчитывали на такой успех?
Прусов: Я самого начала считал, что этот автомобиль займет свою нишу. В России автомобиль, который хорош и на бездорожье, и на шоссе, был просто обречен на успех. Но, честно говоря, такого успеха даже на Западе я не ожидал. Ведь там проблем с дорогами нет.
— ''Нива'' была признана некоторыми авторитетными изданиями лучшим автомобилем 1977 года в Европе и в Австралии…
Прусов: Я не знаю, что это были за издания и как они определяли лучший автомобиль Европы и Австралии, но ''Нива'' была популярна и там, и там. Причем очень долгое время наш внедорожник был самым продаваемым автомобилем в этих частях света. Мы очень долго держали первое место во Франции. Сожаления по поводу планируемого прекращения выпуска ''Нивы'' высказывались во многих странах мира, а в Германии даже прошли по этому поводу акции протеста.
— Кто протестовал?
Прусов: Любители ''Нивы''. Там существует много клубов любителей нашего внедорожника. Такие клубы, кстати, есть даже в Японии.
— Говорят, что японский джип ''Сузуки-Витара'' сделан буквально по образу и подобию ''Нивы''…
Прусов: По многим характеристикам этот автомобиль действительно очень близок к ''Ниве''. Незадолго до выхода с конвейера ''Сузуки-Витара'' здесь, на Волжском автозаводе, была японская делегация. И члены этой делегации передали мне проспект своего нового джипа. Лишь через некоторое время я заметил на нем надпись на английском и японском языках: ''Одному из соавторов ''Сузуки-Витара'' с уважением''…
— Сколько ''Нив'' поставлялось ежегодно за рубеж?
Прусов: Тогда это количество определяла инспекция внешней торговли. Сколько проштампуют, столько и продадут. Точную цифру я не знаю, но известно, что в первые годы на экспорт шло больше половины всего количества ''Нив''.
— А сколько стоила тогда ''Нива'' за рубежом?
Прусов: Вы знаете, я никогда этим не интересовался. Я только знаю, что экспорт ''Нивы'' всегда был рентабельным. Она была дороже всех отечественных автомобилей, продаваемых за рубежом.
Ну, и многие наверное знают, что в Алжире он разминировал поля, наехал на танке на мину, успел вылезти и от шока уполз в пустыню. Так как его не нашли возле танка, то записали в погибшие и послали матери похоронку и 5 дней она его уже похоронила. Потом Прусов добрался до части. В общем в Алжире есть стела с именами погибших за независимость страны, и там якобы занесена фамилия Прусова.
mihail
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.