Самое удивительное и печальное, что психология хронического больного начинается с раннего детства. И самый большой вклад в это вносят взрослые.
Попробуем рассмотреть это не с точки зрения обыкновенной морали, а с необычной для данного вопроса точки зрения дрессировщика.
Фактически, дрессировка (если отбросить сложности в теории о рефлексах) – это закрепление необходимых навыков (рефлексов) и избавление от нежелательных. «Правильный» навык, «правильное» поведение – положительное подкрепление («пряник»), «неправильный» – отрицательное («кнут»). «Хорошо» – поощрение, «плохо» – наказание. Наиболее мудрые дрессировщики в качестве «кнута» используют отсутствие поощрения. Вот, собственно говоря, и вся премудрость дрессировки.
Итак, ребёнок родился.
Пока он беспомощен и не способен передвигаться и говорить (всё-таки есть большое подозрение, что он разговаривает, только на своём, иностранном для нас языке), он получает максимум внимания и терпения. Мир прекрасен и удивителен!
Он полон тайн, загадок и удовольствия.
Пропустим пока типичные ошибки родителей, особенно молодых.
Первый год жизни для ребёнка – это пора изучения «иностранного» родительского языка Ведьпопав в чужую страну, проще начать изучать их язык, чем обучить их своему – «О-о-о-о, эти родители! Господи, какие они тупые! Но какие милые!».
Тема большая и интересная. Но это совсем другая история…
Сосредоточимся всё-таки на болезнях.
Начав передвигаться и, самое главное, говорить, дитя переходит на новую ступень развития взаимоотношений с миром. Он становится самостоятельным. И вот здесь начинается самое для нас интересное.
Став более самостоятельным, он (она) перестаёт получать от родителей то самое внимание, которого до этого момента было с избытком, только попроси.
Дальше – больше, родители заняты своими «взрослыми» делами. На просьбы о внимании уже не реагируют, отзываются только на требования.
И тут подворачивается болезнь. Возможно, как следствие обиды на взрослых. Посмотрите, что случилось! – Внимания опять воз и маленькая тележка! Ребёнок купается в этом водопаде ухаживания. Хотя и чувствует себя при этом довольно скверно – болезнь всё-таки.
Итак, первый камешек в фундамент будущей хронической болезни положен. Болезнь – это не «плохо», это «хорошо»! Первое положительное подкрепление (куча внимания) пошло.
Дальше развитие и «закрепление навыка» идёт уже по проторенному кругу: здоровье – минимум внимания, болезнь – максимум. В детстве человека спасает врождённый и закреплённый в первый год жизни оптимизм и любопытство. Но потом много-много-многократно подкреплённый навык «болезнь – хорошо» начинает брать верх. Чем это заканчивается в более зрелом возрасте, мы с вами уже прекрасно знаем и можем наблюдать в избытке…
Это только теоретическая часть материалов Практической школы первой помощи. А практика, извините, только ручками.
Хотите научиться? — ПОЗВОНИ И ЗАПИШИСЬ! 8 (8482) 418 339
www.pshpp.ru
Комментарии (5)
BlackCat
Irina
1 не особенно сюсюкаться с дитем когда он или она заболел(а).
2 И при этом не быть «сухарем» в обычное время.
То бишь элементарно уделять ребенку достаточно времени вне болезни, чтобы болезнь он воспринимал как «плохое»=нет лишней заботы, есть стимул быстрее поправиться и поехать с отцом на рыбалку, хоккей или прогулку и т.п. Так?!
PINGvin
jagg
upd: а что такое «Ведьпопав»? :))
Halo
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.