о проекте

войти | регистрация

 
 

 

 
 

персоны

 
   
 

тема

 
   
 

топ блоги

 
 

Экспертное мнение

126.60

Сейчас скажу

73.87

Активный отдых

59.33

IT-баранки

48.50

Выборы. Конкурсы. Розыгрыши.

46.71

Вкусная жизнь

43.03

Додыр

39.58

Полит просвет

35.49

Выборы мэра Тольятти-2012

34.76

Развитие Тольятти

33.03


Все блоги

 
 
 

Додыр

 
Для обсудения прочитанного и просмотренного
 

Кино для мальчиков

В кино я не ходил очень давно и новых фильмов почти не видел. Поэтому напишу про старый. Только вчера посмотрел последнюю (восьмую) серию старого сериала «Сёгун» с Ричардом Чемберленом в главной роли.


Сняли сериал ещё в восьмидесятом году, у нас же показывали по первому каналу (тогда ОРТ) году эдак в 1996-97 (могу ошибаться). Тогда целиком его посмотреть не удалось – несколько серий я пропустил. За давностью лет представление о происходящих в сериале событиях как-то улетучилось, осталось только восхищение японскими женщинами, и не проходящее ощущение того, что все японцы-мужчины пахнут мочой (из за впечатляющей сцены где японец-самурай наказывал английского моряка за неуважение).

В общем, суть такова… Фильм исторический. На истинность и достоверность он не претендует, но действия происходят в антураже XVI века, в Японии, как вы уже догадались. В мире тогда всем заправляли испанцы с португальцами, которые, вооружившись благоволением Папы Римского, усердно грабили колонизировали Америку и Азию, богатели, а все остальные страны им завидовали. Не только завидовали, но и воевали за право делать то же самое. Особенно усердно этим занимались Англия (тогда ещё не Великобритания) и Голландия. В качестве «хода конём» они решили предпринять хитрый разбойный манёвр, а именно: попытаться найти тщательно скрываемый тогда Магелланов пролив и доплыть до легендарной Японии, чтобы там захватить не менее легендарную карраку (это такой корабль) из Макао. Неповоротливые, большегрузные карраки раз в год отвозили в Испанию всё вырученное на азиатской торговле золото, специи и шёлк – самые дорогие товары того времени. Общая сумма, лежавшая в трюмах, превосходила годовой бюджет довольно небогатой тогда Англии, так что игра явно стоила свеч.

Провернуть это дело поручили капитану-лоцману Блэкторну (Чемберлен) и, как вы понимаете, ему это фактически удалось. До Японии английский корабль доплыл благополучно, но почти у самых её берегов попал в шторм, отчего очнулся Блэкторн в неведомой стране, в деревне какого-то местного аристократа, фактически попав к нему в плен.

В результате Блэкторн становится фигурой, на которой смыкаются интересы конкурирующих сторон:
1. Японских аристократов, жаждящих власти, которым Блэкторн интересен, как носитель знаний
2. Других японских аристократов, уже у власти, которым он интересен, как враг португальцев
3. Португальских военных, которые не желают ни присутствия англичан в азиатских водах, ни самого Блэкторна с его многопушечным кораблём
4. Священников-иезуитов, для которых протестант (англиканец?) хуже и опасней любого язычника.


Собственно, весь фильм английский моряк умело лавирует между интересами этих групп и ухитряется не только выжить, но и добиться достаточно высокого положения в традиционалистском японском обществе. Наблюдать за средневековой политической борьбой (которая, надо сказать, ничем не отличается от современной) и умелыми вывертами протагониста чрезвычайно увлекательно, а ведь там ещё и драки и любовь! В общем, фильмов с таким количеством конфликтных слоёв сюжета ещё нужно поискать.
Другой, весьма любопытный слой – это конечно демонстрация традиционной японской культуры. Она в фильме чрезвычайно утрирована, до стадии клюквы и японцам от этого, наверняка «не харасо» (примерно как нам от русских в фильме «Рембо»), но для тех, кто имеет о ней слабое представление этот вариант – то, что надо. В наличии и гейши, и катаны, и кодекс Бушидо, и харакири и, конечно же, ниндзя с сюрекенами.

Вы уже наверняка ждёте чего-то вроде старческого брюзжания в духе: «Умели же раньше снимать…», но нет, не дождётесь. Умеют и сейчас. А вот чему действительно перестали уделять внимание, так это драматическим конфликтам и созданию сложных персонажей в исторических фильмах. Персонажи сейчас картонные, а основная цель авторов исторических боевиков – показать как лихо (в стиле кунг-фу) главгерой и его армия рубит зазнавшихся басурман. И чтобы кровища! А вон там слон! Другие же аспекты как правило отходят на второй план. И мотивация поступков всех участников действа как-то расплывается в тумане.


Для того, чтобы это понять можно сравнить фильмы «Сёгун» и «Последний самурай» (с Томом Крузом), благо они похожи до плагиата, только действие второго фильма перенесено лет на 300 вперёд. Посмотрите и сравните, как даже второстепенные персонажи (отец АлВито, например) в лёгкую уделывают по фактуре даже самых, что ни на есть центральных героев «Последнего самурая». Но зато там всадники в замедленной съёмке из тумана и пулемёт.

Теперь, наконец-то, можно перейти и к недостаткам фильма. Это не оригинальный фильм, а экранизация книги Джеймса Клавелла с типичной «детской болезнью» экранизации – сниженным хронометражом. Важные, ключевые моменты, которым в книге уделено, наверное, не меньше 20 страниц в фильме проносятся за минуту-две. И нам остается только догадываться (а фактов иногда не хватает) какие чувства мог испытывать главный герой когда только познавал абсолютно незнакомую для него культуру (Они же едят сырую рыбу! И моются в кадушках! И пьют какую-то тёплую дрянь! И рубят головы тем, кто не поклонился, а у половины так вообще даже имён нет). И что с ним происходило, когда он начинал проникаться этой культурой, становится её частью, учить японский язык, впитывать традиции и моральные нормы, принимать в подарок мечи. Какие ощущения испытывал, вновь встретившись со своими соотечественниками. Именно это я бы и отнёс к основным недостаткам картины.

Что любопытно, сериал сейчас смотрится куда свежее, чем 30 лет назад. Ракурс поменялся и открылись новые возможности для интерпретации. Теперь через фильм проходит канвой ниточка, которая так и твердит нам о том, что любые, даже самые примитивные традиции прекрасны. Именно они делают нас сильными, делают нас нами, простите за банальность. Носители традиций, пусть даже в осовремененной форме, всегда имеют какое-то корневое преимущество перед аморфной глобализованной массой. Сейчас, спустя тридцать лет, это проблема стала вдесятеро острее. В фильме был эпизод, когда опозоренная крещёная японка собиралась совершить самоубийство. На что Блэкторн деликатно заметил, что самоубийство – тяжкий грех для христианина. В ответ леди Тода возразила, что хоть она и христианка, но прежде всего японка. Эти слова я бы, если честно, высек в граните. Именно поэтому, наверное, госпожа Юлия Тимошенко с накрученными косами вызывает у меня нешуточное восхищение. Хотя, забавно, да :)

В общем, резюмирую: за редкую сейчас сложность сюжетных перипетий, колоритность персонажей и дивную красоту японских женщин – Додыр.
Тольятти кинорецензия, Додыр, Сёгун рецензия, Вакаримас

Комментарии (4)

+
0
С почином, как говориться. Многобукав, да
avatar

Ded_Pikhto

  • 30 июля 2010, 18:35
+
0
М, очень обстоятельно. Подошли к делу со всей ответственностью))
Читала ваш пост, дочитала до середины, а сама думаю: надо будет спросить, как в этом фильме обстоят дела с демонстрацией японских реалий. Этот вопрос всегда является краеугольным камнем во всех фильмах и книгах, особенно про Японию (страна всё-таки особенная). Но вы и об этом упомянули. Пять баллов.
Так что вопрос один. Из вашего заголовка в принципе всё ясно, но всё же… Не рекомендуете? Девочкам не понравится?
avatar

miss_olya

  • 30 июля 2010, 20:11
+
0
С ответственностью :)
Девочкам не понравится?

Точно не знаю. Мне кажется, что это довольно мужской сериал. Посмотрите первую серию и сделайте собственный вывод, я же не могу судить о ваших вкусах.
avatar

Ded_Pikhto

  • 31 июля 2010, 18:58
+
+1
Достойный выбор первой рецензии! Отличный сериал!
avatar

Teacher

  • 30 июля 2010, 22:29

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
 
 

 

Прямой эфир

 
 
 
 

Тэги

 
   

 

 
             
 

Войти

Регистрация

Разделы

Новости

Блоги
Персоны

Газета

Блоги

Коллективные

Персональные

Инфо

О сайте

Правила

Соглашение

Услуги

Реклама

Партнерская программа

         
             
 

Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)

Разработка сайта:

   

Дизайн: Грасмик Александр

Движок: LiveStreet