Все-таки американские мультипликаторы проиграли. Примерно так же, как проиграл Бородинскую битву Наполеон. Вроде бы и само сражение выиграно, и русские отступили, но сил продолжать войну не осталось. А вот советская анимация, которая превратилась в российскую, которая в свою очередь почти исчезла, как ни странно, победила.
Пусть стоящие, самобытные мультфильмы, вроде «Горы самоцветов» создаются слишком уж редко, чтобы говорить о каком-то подъеме. Пусть сам «Союзмультфильм», который когда-то был нашим мультипликационным «флагманом» сейчас живет продажей авторских прав на персонажей, созданных 30 лет назад. Но мы все равно победили, хоть слава и достанется не нам.
К чему это я? Просто посмотрел два мультфильма подряд: «Союз зверей» и «Остров забвения». Ни тот, ни другой не созданы американцами или русскими, но оба являются яркими представителями этих ведущих школ XX-го века.
«Союз зверей» — это немецкий продукт, преданнейший последователь диснеевской школы. Вернее, её худших традиций. Дисней, пока был жив, «за качество отвечал» и не допускал халтуры, а вот после смерти его студия стала образцом того, что сейчас условно можно назвать «западной анимацией». «Западная анимация» — это, если обобщить, «Том и Джерри». Приятные рисунки, мельтешение в кадре, чисто номинальное присутствие смысла и много-много ударов молотком по голове. По этому же принципу, в общем-то, работает современное телевидение. Подход, с одной стороны, удачный. Зритель не напрягается, от экрана не оторвешь, задумываться не о чем, рейтинги высокие, кассовые сборы тоже. С другой – самоповторы неизбежны. Одно дело писать единственный в мире, исключительный шедевр, другое – штамповать одну за другой картины из разряда «зимнее утро в лесу с зайчиком на опушке».
Так вот, «Союз зверей» — это абсолютно вторичный мультфильм. Его авторы — короли самоповторов. Сюжет беззастенчиво позаимствован из второго «Мадагаскара» (злые люди построили дамбу на реке и теперь все пересыхает, а звери с ними борются), ну или любого другого фильма, так или иначе связанного с конфликтом природы и научно-технического прогресса: от «Тарзана», до «Аватара». Все остальное – это сплошной «Том и Джерри». Со смешными ударами молотком по голове, карикатурно-нелепыми персонажами и прочими прелестями этого жанра. В общем, очередной дебильный, простите, «Валли» или «Кунг-фу панда».
Ничего удивительного в этом нет – все вполне тенденциозно. Новый, оригинальный сюжет придумать чрезвычайно трудно, а форма подачи «как попроще» не позволяет наполнить смыслом уже существующий. Вот и обходятся тем, что есть. Копролитом завернутым в яркую, стильную обертку. Угощайтесь.
В противовес «Союзу зверей» — «Остров забвения». Во всех смыслах прекрасная, оригинальная картина. Конечно, многие японскую анимацию не приемлют категорически, но все же отрицать очевидные шедевры созданные, к примеру, Миядзаки или Осии нельзя. Сюжет «Острова забвения» оригинален (не стану рассказывать), реализация ещё оригинальней, а техническое исполнение вообще на запредельном уровне. Серьёзно, можно смотреть даже без звука, просто любоваться тем, как все тщательно отрисовано.
А главное, все наполнено смыслом, а не просто перенесено из одного мультфильма в другой. Именно это и выгодно отличает второй мультфильм от первого. А корни единства внутреннего и внешнего мира в аниме, благодаря которому оно сегодня завоевало такую бешеную популярность, закопаны в истории его развития.
Официальной датой появления аниме принято считать 1958 год. С мультипликацией японцы поступили как с автомобилестроением – взяли за основу все лучшее из-за границы и развили. И, конечно же, образцом для них стали диснеевские фильмы. Ранние японские мультики – это фактически Микки Маус в самурайских штанах. Но очарование прошло очень быстро, уже в конце 60-х появился мультфильм «Холс: Принц Солнца» в котором от диснеевского стиля не осталось и следа. Он и стал основой для самобытной японской анимации. И дальнейшее её развитие происходило под заметным влиянием советских мультипликаторов. Не зря «Ежик в тумане» признан японцами лучшим фильмом в мультипликации, а «Сказка сказок» — лучшим мультфильмом всех времен и народов, не зря у них так популярен Чебурашка, не зря Хаяо Миядзаки называет Норштейна одним из своих немногих друзей.
И именно японская анимация сейчас на пике. Именно она развивается, пышет новыми идеями и создает новые жанры. Не нужно быть экспертом в этом деле – достаточно посмотреть на витрины магазинов, где продают диски. Выходит, что добро все-таки победило зло. И я даже верю в то, что однажды людям надоест однообразная халтура и они начнут смотреть с детьми мультики, которые будут помогать тем становится гениями, ну или хотя бы людьми с фантазией, а не бестолковым электоратом.
Комментарии (12)
Ded_Pikhto
jagg
kostya132
Ded_Pikhto
Leah_Clearwater
Волчок изпрекрасно? :)«Сказки сказок»
Ded_Pikhto
eto_rok_detka
Ещё смотрим «Когда зажигаются ёлки», «Снеговик-почтовик». Предпочтение отдаём советским мультфильмам.
А детям школьного возраста и их родителям могу порекомендовать замечательный проект — “Сказки старого пианино”.
В 2007 году вышли мультипликационные фильмы про Бетховена и Вивальди. В 2009 — про Шумана.
Crossford
Студия «PIXAR» в настоящее время – подразделение «The Walt Disney Company»: это к тому, что автор поста «наехал» на всего «Диснея». Многие зрители в мире (посмотрите лист IMDb Top 250) считают, что «PIXAR» не снимает хороших фильмов: они считают, что «PIXAR» снимает только очень хорошие или просто гениальные фильмы!
Фильм «Wall-E» -это гармоничное, бесшовное соединение жанров любовной драмы, фантастики, защиты природы, детектива, боевика и комедии. Причем, каждый жанр представлен полноценно. Ну, и ещё один жанр этого фильма «PIXAR» (как и большинства их фильмов) – это сатира. Сатира американских «киношников» на американцев. Это вам не наезды кремлЯдей на «америкосов»!
«Wall-E» — легкий, захватывающий, умный, веселый и очень трогательный фильм.
Автор! Имейте хоть немного справедливости в своих оценках!
SERHIYCO
Совершенно верно. Я назвал именно студию Диснея просто для того, чтобы обобщить, не перечисляя все другие студии. Так же как в противовес я назвал Союзмультфильм, хотя отечественные мультфильмы делали не только там.
Валли назван «очередным дебильным», как вы верно подметили, исключительно по субъективным причинам. Просто я так считаю. Фактор цепляет/не цепляет никто не отменял. Меня не цепляет. А вот «Рататуй», к примеру, цепляет. А когда я смотрю Сказку сказок, то комок стоит в горле все 28 минут.
Если бы я писал отзыв о «Валли» я бы фактор цепляет/не цепляет исключил. Более того, он бы получил высокую оценку, потому что по объективным критериям он действительно неплохой. Но пост не о нем, поэтому я позволил себе высказаться со своих личных позиций.
К слову, рейтинги и отзывы большинства зрителей на ИМДБ вообще ничего не говорят о фильме. (А уж тем более о том, как я должен к нему относится). Так же как ничего не говорят и кассовые сборы. Кроме того, бесшовное сочетание различных жанров — это не показатель гениальности. Это критерий нормального, крепкого середнячка. Так должно быть.
Ded_Pikhto
eek
eek
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.