Владимир Радикович Ягутян — предприниматель, общественный деятель, в прошлом заместитель мэра города по экономике, член совета директоров интернет-компании АИСТ.
В.Шамрай
В прошлый вторник, 26 января, были возбуждены уголовные дела по статье «Мошенничество в особо крупных размерах» против 2-х сотрудников Минсельхоза Самарской области. Вчера о переходе на другую работу — из министров сельского хозяйства в советники губернатора — объявил Виктор Альтергот.
Так выглядит правило «своих не сдавать» в интерпретации Н.И.Меркушкина?
Или эти события никак между собой не связаны?
В. Ягутян:
Этот вопрос не совсем по адресу. Я не знаю, кто «свой» у господина Меркушкина, а кто «чужой». Однако, я убежден в том, что логика и методы аппаратной и кадровой работы Самарского губернатора ничем не отличается от общепринятых сегодня в России. Он окружает себя людьми, руководствуясь не их деловыми и профессиональными качествами, а их преданностью к себе лично. В этом нет ничего нового. На этих принципах строится управленческая конструкция любой автократии. Помните Бомарше? « — С твоим умом, Фигаро, ты мог бы далеко продвинуться. — С умом и продвинуться?! Шутить изволите, Ваше Сиятельство! Раболепная посредственность – вот кто сегодня всего добивается!» …А то, что кого-то привлекли к уголовной ответственности или сняли с должности – это в упомянутую логику вполне укладывается. Изменил, не по себе кусок ухватил, слишком много воли взял. Или просто пришло время для показательного «жертвоприношения».
В.Шамрай
Министр обороны РФ С.Шойгу заявил вчера, что А.Дюмин, назначенный врио губернатора Тульской области (как говорится — эта новость «взорвала» интернет), отлично справится с новой работой.
Кого сегодня интересует мнение С.Шойгу? По каким вопросам?
В. Ягутян:
Ну, как мы видим, его мнением интересуется, в первую очередь, сам Владимир Путин. Ведь именно Шойгу представил кандидатуру Дюмина президенту. По существу же, налицо очевидный кризис управления в стране. С одной стороны, начальники назначаются по принципу “свой человек”, что приводит к отрицательной селекции управленческих кадров. А с другой, население еще дальше отодвигается от возможности не только формировать власть с стране, но и хоть как-то влиять на нее. Возвращаясь к Шойгу, хочу напомнить, что именно он является второй по популярности в России публичной фигурой после Путина. Это грустно, но, увы, это так.
В.Шамрай
Какие шансы у Шойгу из второй по популярности фигуры стать первой? Есть ли они в принципе? В смутные времена военные частенько выходили на первый план.
В. Ягутян:
Сценарий с выводом Шойгу на первый политический план, я думаю, может быть реализован лишь как крайний и супер-кризисный. Если все пойдет в полный разнос и режим решится на крайние меры для удержания рычагов управления, такого человека как Шойгу могут сделать «диктатором» и «спасителем России». Это самый страшный сценарий. Это начало «дня опричника».
В.Шамрай
Ну, и еще про одного руководителя региона, завершая губернаторскую тему.
Рамзан Кадыров призвал не использовать интернет для раздоров.
Что он там (в интернете), вообще, по Вашему мнению, делает? Может, он там «заблудился» и не знает, как оттуда выбраться?
В. Ягутян:
Кадыров в интернете много чего делает и помимо этого. Вот недавно он там под снайперский прицел Михаила Касьянова поставил. А до этого призвал к расправе над «врагами народа» из «пятой колонны». Интернет это очень удобный и простой в употреблении инструмент. Им пользуются все кому не лень. Кто для сбора информации, кто для ее слива. Кто для донесения своей точки зрения. Кто до донесения точки зрения не своей. В этом смысле, герой России Рамзан Кадыров находится в тренде. Другое дело, интерпретация его сетевых заявлений. Тут мое мнение таково, что он пытается одновременно и по-лакейски уловить настроение своего босса и попытаться его настроение нужным для себя образом сформировать. Такая нехитрая азиатская игра. …А с другой стороны, это не Кадыров играется в интернете. Это им там играются люди из Кремля.
В.Шамрай
Выступая вчера на «Клубе лидеров» Президент сказал, что «у нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма».
Вы согласны с Президентом? Что никакой другой? Что только патриотизм?
В. Ягутян:
Тут позволю себе процитировать Льва Николаевича Толстого: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство». Лучше сказать невозможно. …Другое дело, что Владимир Путин сказал то, что от него хотели услышать его подданные. И в этом смысле, это проблема подданных. Для меня же подобная «национальная идея» является неприемлемой и очевидной глупостью. Я вообще считаю, что в нормальном свободном современном государстве не должно быть никакой другой национальной идеи, кроме как идеи процветания и благополучия его граждан. Все остальное – ложь и манипуляции.
В.Шамрай
На сегодня в проекте «Открытые выборы» зарегистрировано 9 заявок (из 152 по всей России) от жителей Самарской области на поддержку их участия в предстоящих выборах в Государственную думу.
Как Вы оцениваете шансы кандидатов на успех при открытой поддержке Михаилом Ходорковским увеличиваются или, наоборот, уменьшаются? Что, вообще, для них можно считать успехом?
В. Ягутян:
То, что Михаил Ходорковский принял решение поддерживать, в том числе и финансово, оппозиционных режиму кандидатов – это хорошо. То, что такие кандидаты есть – хорошо вдвойне. Другое дело — шансы на успех. Тут очевидно – их не много. Точнее, их ровно столько, сколько решат в Кремле. В России нет честных и конкурентных выборов. Нет по определению. Но это вовсе не значит, что в том, что вместо них предлагается обществу, оппозиция не должна участвовать. Дорогу осилит только идущий. В этом смысле, я приветствую инициативу МБХ и рукоплещу мужеству тех, кто готов бросить вызов системе. Но я хотел бы, при этом, рекомендовать Михаилу Борисовичу быть внимательным и осторожным в выборе своих будущих политических протеже. Ему стоит опасаться «засланных казачков». Вполне возможно, что кое-кто из тех, кто получит его поддержку, вдруг начнут артикулировать неожиданно не приятные для него вещи.
В.Шамрай
Объявлено о «стрижке» вкладов размером больше 100 млн рублей, возможном изъятии доходов госкомпаний от депозитов, повышении с 1 апреля акциза на бензин на 2 рубля с 1 литра.
Каких антикризисных мер можно еще ожидать от Правительства России?
В. Ягутян:
«Стрижка» депозитов не является чем-то экстраординарным в мировой практике. Она, в частности, применялась недавно на Кипре для спасения крупнейших банков страны. К тому же, много вы знаете людей, имеющих вклады в банках в размере более 100 миллионов рублей? То же и с изъятием в бюджет доходов по депозитам госкомпаний – компании-то Гос! Это все не основные и не настоящие антикризисные меры. К по-настоящему антикризисным можно отнести следующие три группы мероприятий: сокращение бюджетных расходов, использование средств национальных резервов и проведение структурных реформ. Как мы видим, сейчас реализуются лишь первые две возможности. (Правда, имеются серьезные сомнения в качестве их реализации.) Объявлено о 10% сокращении бюджетных расходов (увы, в основном связанных с поддержанием и развитием человеческого капитала). Резервный фонд тратится и будет проеден в течение года. Что же касается главного – системных реформ и преобразований, то тут движения никакого не наблюдается. Оно и понятно – реформы дело сложное и чреватое потерей политической власти.
В.Шамрай
Сорваны переговоры по Сирии.
Ваше мнение о перспективах переговорного процесса. В каком их результате заинтересована российская сторона?
В. Ягутян:
Формально они не сорваны, а перенесены на конец февраля. Но по существу, да, сорваны. Россией и Дамаском, которые в день их начала развернули масштабное наступление под Алеппо. Перспективы мирного процесса в Сирии зависят от того, удастся ли мировому сообществу найти аргументы для Владимира Путина, чтобы убедить его прекратить утюжить бомбами оппозиционные Башару Асаду силы и контролируемые ими населенные пункты. Это будет сделать не просто, так как Москва заинтересована в сохранении конфликта в Сирии именно в «горячей» фазе, поскольку только так она может навязывать свою повестку странам Запада. …Не просто, но все же можно. Экономическим удушением. Что мы все сегодня и ощущаем, влача на себе «тяготы и лишения» за сирийского друга и коллегу нашего президента.
В.Шамрай
Предлагаю закончить сегодняшний разговор на позитиве. Газпром объявил о рекордных поставках газа в Европу. Порадуемся за «наше все»? Жизнь налаживается?
В. Ягутян:
Позитива, извините, не будет. «Наше все» демонстрирует рекордный рост убытков и неконтролируемый рост расходов (в том числе не связанных с производственной деятельностью). За что платим мы – его внутренние потребители. Платим ростом тарифов за газ, цены на который для населения уже превысили американские. «Наше все» стремительно теряет рынки сбыта и свою капитализацию, оцениваясь сегодня не больше какой-нибудь не самой крупной американской торговой розничной сети. Это является следствием того, что «наше все», на деле, — это «их все".
Своим экспертным мнением на ТлтТаймс.ру
5.02.2016 года поделится
Галина Ивановна Щербакова — профессор ТГУ, член Союза журналистов России.
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.