Галина Ивановна Щербакова — профессор ТГУ, член Союза журналистов России.
В. Шамрай
Вчера «прогрессивное человечество» тихо и незаметно отметило 60-летие разоблачения культа личности Сталина на 20 съезде КПСС. А вот идейные наследники отца народов в лице «Коммунистов России» обратились в прокуратуру с требованием признать доклад Н.С. Хрущёва экстремистским. Это что за ирония судьбы такая?
Г. Щербакова:
— Доклад Хрущёва не стал датой, никто ему такой статус и не придавал, ни тогда, ни, тем более, теперь. Но в своё время он был Событием. Была восстановлена историческая справедливость: тысячи заключённых вернулись на волю, а сотни тысяч были посмертно реабилитированы. И именно это праздновалось, т.е. не сам доклад, а его последствия. Я знаю человека, который праздновал каждый год 5 марта- день смерти Сталина. У него отец сгинул в лагерях. В каждой семье были свои жертвы тех репрессий, но не доклад стал их личным праздником. Это, скорее, для историков, политологов и журналистов хороший повод подумать о нашей истории. Но сейчас не подумали о прошлом, настоящее замутило память. А коммунистам надо было напомнить о себе- сделать пиар-ход. Их же никто всерьёз не воспринимает как самостоятельную политическую силу, даже идея уже не жизнеспособна, мало кого вдохновляет, потому что сильно скомпрометирована.
В. Шамрай
Параллельно в Германии на 2-м месте по объёму продаж в категории «Научно-популярная литература» 2-х томник Гитлера «Майн кампф». Для справки — в 1-м томе 780 страниц (это, собственно, сама книга), во 2-м — 1220 страниц (это критика). Стоимость — 200 евро. Чем, на ваш взгляд, объясняется такая популярность?
Г. Щербакова:
— Издание книги было запрещено в Германии до конца 2015 г., т.е. в течение 70 лет после смерти автора. После этого срока книга становится общественным достоянием, и прежний правообладатель(Бавария) теряет свои права. В Баварии давно, лет десять уж, работали над комментированным изданием книги, которое и осуществили в начале 2016. Думаю, выпуск стимулировал всплеск интереса к «запретному плоду», это во-первых. Затем интерес к нацистским идеям подогрет, думаю, событиями, связанными с мигрантами. Но и тираж небольшой(10 тыс, кажется), и объём большой — за счёт комментария — вряд ли всё это сделает книгу массовым чтением. Тем более, что есть
последовательные сторонники возобновления запрета на издание и распространение.
В. Шамрай
На этой неделе Яшин опубликовал доклад «Угроза национальной безопасности» про Рамзана Кадырова. Как Вы думаете, кто читал этот доклад? кому он адресован? в чем смысл такого формата как «доклад»?
Г. Щербакова:
— Ещё один доклад Яшина про Р. Кадырова, т.е. явная историческая параллель. Интересно, учитывал ли Яшин такой бэкграунд? Любой текст, ставший публичным, уже становится достоянием общественности: для СМИ, для дебатов, проверок, размышлений, опровержений и проч. Поэтому можно расценить это как событие. Доклад требует изучения и осмысления. Для кого он? — Для каждого, кому захочется в этом разобраться. Сейчас мало кто прочитал, но он уже есть, так что прочитают потом. Публичность — великое дело!
В. Шамрай
Главный фаворит на «Оскара» — Ди Каприо. Вы бы, будь академиком, за него проголосовали? А кто из наших актёров (гипотетически) мог бы претендовать на такое признание?
Г. Щербакова:
— Вопрос относительно Ди Каприо и Оскара — это вопрос-разрядка после таких серьёзных проблем. Скажу честно, последний фильм с Леонардом не смотрела. Не было ни времени, ни желания. Последнее время сильно расхожусь с американской академией в киновкусах. Мне кажется, что их лауреаты последнее время какие-то пропагандистские, в духе бывшего соцреализма, чёткая расстановка героев, прямолинейная идеология и психология, предрешённость конфликта. Мало эстетики, мало искусства! Но за этим надо ехать в Канны или Венецию! Мне всё равно, дадут ли ему этот приз, он меня никогда не впечатлял как актёр. А из наших актёров я бы выдвинула В. Машкова за «Ликвидацию».
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.