Вы пользуетесь устаревшей версией интернет браузера, администрация сайта TltTimes не гарантирует корректную работу сайта в Вашем браузере. Скачайте последнюю версию любого популярного браузера:
На ТлтТаймс.ру 3 декабря "дежурил" кандидат технических наук, профессор кафедры «Экология и природопользование» ВУИТа Геннадий Сульдимиров
Геннадий Кузьмич Сульдимиров — кандидат технических наук, профессор кафедры «Экология и природопользование» Волжского университета имени В.Н.Татищева.
Из биографии:
В 1966 году окончил Куйбышевский Политехнический институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Ученая степень – кандидат технических наук, ученое звание – старший научный сотрудник. Имеет 61 научную и методическую работу, в том числе 35 изобретений.
С 1957 по 1970 год работал в подразделениях Управления строительства «Куйбышевгидрострой» строительным рабочим, мастером, прорабом, начальником производственно-технического отдела.
С 1970 по 1992 год работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте строительных материалов и гидромеханизации (ВНИИнеруд) заведующим научно-исследовательской лабораторией (сектором, отделом).
С1982 по 1992 гг. – заместитель директора института по научной работе – первый заместитель генерального директора научно- производственного объединения «Союзнеруд».
Основная тематика научных исследований Сульдимирова Г.К. – инженерные методы охраны окружающей среды и комплексное использование минерального сырья.
Результаты исследований и изобретения Сульдимирова Г.К. в виде технологических установок и оборудования внедрены на ряде предприятий нерудных строительных материалов в различных регионах бывшего СССР и награждены серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР.
В 1983 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование и разработка технологии добычи и сухой переработки строительных горных пород» в Московском горном институте.
С1992 по 1996 годы Сульдимиров Г.К. работал заместителем Главы Администрации города Тольятти – Главным экологом города.
С1997 года – директор ООО «Региональный Центр экологической безопасности «Гея», где является руководителем и исполнителем работ по созданию различной экологической документации для предприятий и организаций (проектов нормативов загрязнения окружающей среды, экологических обоснований и т.д), а также организатором и руководителем семинаров по повышению квалификации руководителей предприятий города и прилегающего региона.
В ВУиТ работает с февраля 2005 года в должности профессора кафедры экологии и природопользования, ведет курсы «Социально-экологические проблемы Тольяттинской агломерации», «Оценка воздействия на окружающую среду», «Экологическая экспертиза».
Наш уважаемый гость ответил на вопросы читателей в течение дня.
Странно, что вы назвали экологию грязным делом. Я 42 года занимаюсь вопросами природопользования и охраны окружающей среды, и никогда не считал это грязным делом. Термин «экология» ассоциируется с термином «медицина», но мы же не называем медицину больным делом. Обычно грязными делами называют дела преступные…
Что касается состояния дел с утилизацией отходов в нашем городе. Несколько видов распространенных отходов перерабатываются. Утилизируются отработанные масла, аккумуляторы, весь металлолом, бумага и картон, покрышки, отработанная оргтехника, полимерные материалы, принимаются на обезвреживание отработанные люминесцентные лампы. В 2011 году в ООО «Повтор» пущена в эксплуатацию линия по сортировке отходов с целью извлечения из массы отходов всех полезных составляющих, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья. Крупные предприятия города так же стремятся утилизировать свои отходы.
Как видите, проблема решается. Но пока медленными темпами. Тому есть несколько причин. Назову некоторые из них. Первая: особенность градостроительного «почерка» нашего города. Я имею ввиду многоэтажные дома с мусоропроводами, что практически делает невозможным первичную сортировку бытового мусора. Вторая: неразвитая экологическая культура населения (лет 10 назад в 8-м квартале проводился эксперимент по раздельному сбору отходов, который, к сожалению, не дал положительных результатов). Третья: отсутствие материального стимулирования предпринимательской деятельности в области утилизации отходов. Законодательные положения на этот счет остаются декларативными. И сейчас модно уповать еще на одно обстоятельство – недостаток средств.
Здравствуйте Геннадий Кузьмич.Как вы оцените «исчезновение» нашего леса? Плюс чадящий общественный транспорт ещё с прошлого века +большая химия+ВАЗ и т.д.Не считаете ли вы что экологическая катастрофа совсем близко?P.S.Раньше из леса пахло хвоей, а теперь тянет гарью.Это жгут ветки от «сгоревших» деревьев, а КАМАЗы 56регион всё едут и едут гружёные доверху из «зелёной» зоны…
Здравствуйте!
У всех сжимается сердце при упоминании нашей городской трагедии 2010 года.
Но многие жители считают поджог леса умышленным с целью освободить территорию для расширения площадей под строительство. Этому во многом способствует то обстоятельство, что никто не понес какую-либо ответственность за этот пожар.
Но город настроен решительно: восстановить лес! И он будет восстановлен. Если в ближайшие 2-3 года будут осуществлены все посадки саженцев и организован уход за ними. На последнем заседании городского экологического совета обсуждался вопрос об организации студенческих отрядов для посадки саженцев и ухода за ними. Но для посадок необходимо расчистить территорию.Поэтому жгут костры. Нет передвижных установок по переработке деревоотходов (или их очень-очень мало для таких объемов отходов). Но Вы правы в том, что вопрос очистки территории от горельника должен был быть записан в договорах на вырубку деревьев. Это вопрос, безусловно, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, которое оформляло эти договоры.Что касается 56 -го региона, то там, очевидно, чиновники и предприниматели оказались гораздо расторопнее, чем в Самарской области.
Об экологической катастрофе: к сожалению, в массе своей человечество мало задумывается об этой угрозе. Но скоро ситуация изменится, надеюсь, в лучшую сторону.
Геннадий Кузьмич, а как Вы считаете, нужна ли все же ещё одна дорога через лес (то что от него осталось) или нет. Как разрешить одновременно и транспортную и экологическую проблему города смычки двух районов?
Если новая дорога нужна, то где и как по Вашему она должна проходить? Спасибо.
Почему Вы говорите «ещё одна дорога через лес»?.. Очевидно, первой Вы считаете дорогу через зеленую зону? Но это не дорога между районами города. Дорога через зеленую зону планировалась и строилась для обслуживания многочисленных пионерских лагере, профилакториев и санаториев. В свое время был категорический запрет на движение транспорта по этой дороге и стоял на въезде запрещающий знак.
Нужна как воздух ещё одна автомагистраль (кроме Южного шоссе), соединяющая Автозаводский и Центральный районы. И планировка города диктует необходимость строительства этой дороги через лес (точнее, через территорию бывшего леса). И эта дорога рано или поздно будет построена. Новая дорога решит многие транспортные проблемы: позволит снизить объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта, сократит время поездки из одного района в другой до 4-5 минут. Основные контраргументы касаются вопроса загрязнения Соцгородского подземного водозабора. Но основным источником загрязнения подземных вод может быть только поверхностный сток с поверхности дороги. Поэтому новая дорога должна иметь систему сбора и отвода поверхностного стока на очистные сооружения. Могут быть и другие варианты конструкции экологически безопасной дороги. Поэтому необходимо обявить конкурс на лучший экологически безопасный проект этой новой магистрали. Для дальнейшего развития города дорога крайне необходима, и её следует построить как можно быстрее, пока город совсем не утонул в транспортном «водовороте». Уже сегодня при населении 719 тысяч человек в городе зарегистрировано 260 000 единиц автотранспорт плюс транзитный транспорт.
Здравствуйте Геннадий Кузьмич.
Хотелось бы услышать от Вас фамилии и имена экологов в регионе, которые по Вашему мнению таковыми являются. За кого бы Вы могли поручиться?
И если считаете корректным такое упоминание — фамилии и имена лжеэкологов, которые находятся поблизости Тольятти.
Здравствуйте!
И профессиональных, и общественных экологов в нашей области много.Было бы бестактно назвать одни фамилии и не назвать другие. Согласитесь? Я бы Вам посоветовал зайти на официальные сайты Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области и Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, и Вы там можете найти ответы на Ваши вопросы.Обратите внимание на результаты конкурсов «Эколидер», который проводится уже десяток лет.
У меня такое ощущение, что современ6ная экология сводится к уборке и уменьшению кол-ва мусора, а еще больше к разговорам об этом.Не является ли это следствием преобладания в экологии специалистов технического и социологического профилей? Спасибо.
Вы совершенно верно определили тренд практической экологии. И я бы к Вашему определению добавил выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы их в водные объекты. Это главные экологические проблемы городов. И эти проблемы должны решат экологи технического профиля, специалисты в области инженерной охраны окружающей среды. Городское население в несколько раз многочисленнее сельского и более активнее в информационном пространстве, то, естественно, оно задает тон в экологической политике.
Но проблем, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, очень и очень много за пределами городов. Это масштабные лесные пожары, опустынивание земель, снижение плодородия почв, снижение биоразнообразия и множество других. Решение этих проблем – задача экологов биологического профиля.
Согласен с Вами в том, что вокруг экологии много разговоров, но мало конкретных дел. И пока мало специалистов – экологов во всех сферах хозяйственной деятельности. Экологическая ситуация в мире и в России такова, что на каждом предприятии должен быть профессиональный эколог. Волжский униврситет им. В.Н.Татищева готовит специалистов-экологов широкого профиля, которые, как правило, находят сферу приложения своих профессиональных способностей.
Как разрешить по вашему мнению, такую ситуацию:
В Жигулевске нет своего полигона отходов и перерабатывающего комплекса. И похоже не будет. Свалка, что была на территории Ставропольского района закрыта. Перевозчики мусора возят всё, что соберут из Жигулевска на полигоны Тольятти. Цена такого перевоза (плеча) и утилизации, ощутима для жигулевцев, судя по постоянно растущим цифрам в квитанциях. Мусороперегрузочная станция построена, её присутсвие не ощутимо. Как Вы считаете, Жигулевск обречен с «вечной» мусорной темой? И высоким тарифами за вывоз мусор если не будет своего полигона?
Наитруднейший вопрос, учитывая что Жигулевск граничит с Нац. парком «Самарская Лука». Без претензий на истину в последней инстанции:
Создать установки по сортировке отходов с целью максимального извлечения полезных компонентов. Это позволит сократить объем отходов на 50-60 процентов. Оставшиеся отходы, направляемые на размещение (захоронение), прессовать до плотности 1,3-1,5 т/куб.м. В настоящее время расчетная плотность бытовых отходов 0,2 м/куб.м, следовательно объем транспортируемых отходов может быть снижен в 5-6 раз и не «возить воздух». Такие технологии хорошо известны. Вопрос о месте захоронения должно решить Министерство природных ресурсов и экологии России в Москве. Так как нельзя размещать отходы на территории нац. парка, решить вопрос о федеральной дотациях на транспортировку отходов населения, так как нац. парк – федеральное учреждение.
Если закрыть карьероуправление, кто будет заниматься рекультивацией горных выработок? Образовались «ножницы», которые могут развести только областные и федеральные природоохранные структуры.
Кто должен бороться (какие гос\мун. структуры), с периодическими выбросами цементной пыли с ОАО «ЖСМ» на городскую застройку Комсомольского района Тольятти и Жигулевска, в целом?
Обратитесь в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)по Самарской области (443010, Самара, Красноармейская,21, тел. 846 — 332-90-90.
Здравствуйте!
Это авторитетная экологическая организация.
В Тольятти есть отделение Социально-экологического союза, которое осуществило множество мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в городе.Более 20 лет отделение работает под руководством Гасича Григория Павловича.
Вы там выше написали про необходимость новой дороги через лес между районами, и в качестве обоснования указали: «позволит снизить объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта, сократит время поездки из одного района» (с).
То есть получается вы отвергаете мировой опыт, который подсказывает что в крупных, промышленно развитых городах простое строительство дорог с точки зрения экологии города этот тупик, и что надо создавать условия, чтобы люди пересаживались с личного транспорта на общественный. То есть развивать комфортный и желательно электрический транспорт, ограничивать парковку и жестко штрафовать за неправильную парковку и т.д. Ведь очевидно — если в Тольятти принять меры, чтобы хотя бы ВАЗовцы добирались на работу преимущественно на общественном транспорте, то поездки между районами уже не будут столь затруднительными и не будет того количества выбросов. Посмотрите что творится у проходных ВАЗа в будние дни, просто огромное количество машин.
Развитие деловой активности напрямую связано со скоростью обмена информацией и со скоростью перемещения. И главное для делового человека – быть вовремя в нужном месте. Вдоль обсуждаемой магистрали можно построить линию для скоростного электротранспорт. Что касается выбросов в атмосферу от автотранспорта — удельные выбросы на один автомобиль конечно же будут снижаться в связи с переходом на международные экологические стандарты (Евро-4, Евро-5 и т.д.). И это тоже аргумент в защиту идеи строительства автомагистрали.
В торгово-промышленной палате планируется в январе-феврале 13-го провести слушания по данному вопросу. Пусть свое мнение скажет деловой люд, от деятельности которого зависит экономика нашего города.
1. По лесу. Как мне кажется, многие горожане себе слабо представляют, что такое сукцессия и с чем ее едят. В этой связи место после пожарища воспринимается как безнадежное, что неверно. Мало кто осознает, что ученые получили уникальный объект для исследования (городские леса и лесное хозяйство в городах сегодня — одна из самых востребованных тем, по которым работают на Западе). Ведет ли какие-либо исследования в городском лесу ВУиТ?
2. В Тольятти сейчас экологов готовят достаточно много. И хотя между ВУиТ и ТГУ есть разница в направленности подготовки и темах (Васильев больше по шуму работает), я вижу тесное и профессиональное общение между экологами этих вузов. Как Вы считаете, нужно ли предпринимать дальнейшие действия для консолидации экологического образования города (и студенческой молодежи) и, если да, то какие?
3. Как главный эколог в прошлом, Вы знаете ценность информационных систем в мониторинге экологической обстановки. Ситуационный центр, который обещан был некоторое время назад, до сих пор не работает (да и точка фокуса у него несколько иная). Как Вы считаете, оправданно и возможно ли создание ситуационного центра в области охраны и мониторинга состояния окружающей среды на базе одного из городских вузов? Возможно ли это сделать силами самих вузов?
4. Я не буду с Вами спорить по поводу лесной дороги, поскольку спор без документации на руках не имеет предмета. Просто замечу, что 1) лес не бывший, лес — настояший 2) экстраполяция по поводу продолжения экспоненциального роста количества личного транспорта далеко не обязательно верна,
энергетический кризис впереди 3)кроме очевидного экологического смысла (вода, лес) у проблемы есть еще социо-экономическое измерение (environmental justice). А вот по поводу транспорта спрошу: Вы, вероятно, знаете, что большая часть загрязнения воздуха в ТЛТ — от автотранспорта. Вы, вероятно, знаете о мерах, которые принимаются в других городах мира для сокращения вреда от и количества легкового транспорта. А что Вы и Ваши студенты готовы предложить Тольятти для решения указанных задач?
1. Да. Исследования по проблеме лесов (растительные сообщества, орнитология) ведутся на кафедре Прикладной экологии и безопасности жзизнедеятельности (заведующий к.б.н., доцент Быков Евгений Владимирович.
2. Безусловно. Благодарю Вас за положительную оценку наших профессиональных контактов с ТГУ, в частности с А.В. Васильевым. Надеюсь, что они в дальнейшем будут развиваться по восходящей. И ТГУ (Институт химии и инженерной экологии), и Экологический факультет ВУиТа постоянно общаются на конференциях, семинарах, круглых столах ит.д., проводимых этими ВУЗами. ВУиТ регулярно проводит круглые столы с преподавателями биологии, химии, экологии школ города. Такое очередное мероприятие прошло в ВУиТ 22 ноября с.г.
Наверное, следует в городе воссоздать совет по экологическому образованию. Такой опыт в городе был.
3. Экологическая ситуация в городе хорошо известна. Рекомендую просмотреть ежегодный Государственный доклад о состоянии окружающей среды и природопользовании в Самарской области за 2011 год (он опубликован в Интернете). Тольяттинская Гидрометобсерватория хорошо справляется со своими обязанностями. И город ежегодно материально её подпитывает. Биота довольно тщательно исследована Институтом экологии, регулярные наблюдения ведутся отделом Роспотребнадзора. Но данные существующей системы мониторинга не являются инструментом экологического регулирования. Необходимо создавать систему локального оперативного мониторинга, максимально приближенного к источникам выбросов и сбросов. Но я склонен считать, что в настоящее время этот вопрос тупиковый. Орган местного самоуправления не имеет контрольных полномочий согласно законодательству, а роль государственных органов эфемерна. Не уверен, что ВУЗы что-то результативное могут сделать в этой области.
4. Вы правы. Пока по поводу дороги нет профессионального спора. Все споры на уровне эмоций – не более. На депутатских слушаниях в городской Думе я предложил перевести проблему в профессиональное русло, и так было решено.
Но споры о дороге вспыхивают уже 20 лет. Несмотря на то, что есть положительное заключение государственной экологической экспертизы. Что ж, поспорим еще 20 лет!
До внедрения передового мирового опыта нам далеко. И что считать передовым опытом – многоярусные городские автомагистрали в Сингапуре, или перевод автотранспорта на биотопливо как в Бразилии или подземки как в Японии? Для более радикальных решений у нас, в России, необходима смена частнособственнического менталитета населения.
Добрый день, Геннадий Кузьмич. Во многих научно-популярных передачах про природу и экологическую обстановку в мире, равно как и о влиянии деятельности человечества на планету, основная мысль повествования сводится к тому, что вред наносимый человечеством с его промышленностью и автомобильным транспортом это ничто по сравнению с тем, что может сделать сама природа. Все эти заводы, АЭС, химия, выхлопные газы автомобилей капля в море. Достаточно проснуться более менее мощному вулкану и он в состоянии угробить треть планеты, а если их будет пять, то вообще всем сразу поплохеет. Ядовитые газы и пепел могут достаточно быстро убить планету. Конечно гораздо приятнее стало, что автомобильный выхлоп становится менее токсичен, но это больше борьба за комфорт проживания человека, чем борьба за спасение природы. Природа все эти усилия может разом перечеркнуть. Как Вы это прокомментируете?
Здравствуйте, добрый вечер!
Я абсолютно с Вами согласен. Поведение природы трудно предсказуемо и во времени, и в пространстве. Мы с Вами были свидетелями недавних страшных стихийных бедствий равно как и техногенных катастроф. Но я думаю, что человечество и мы с Вами не должны превращать свою жизнь в «пир во время чумы». Извините за патетику, но мы, земляне, должны беречь то, что имеем – нашу голубую планету. Вспомните А. Экзюпери.
Здравствуйте Геннадий Кузьмич!
Я Barmaley и давно с Вами знаком. Может Вы откроете секрет:
Каким образом любые планы по развитию города поподают на общественных слушаниях под «пресс» самопровозглашенных «экологов-общественников» и ВЛАСТЬ послушно прогибается под демагогией мракобесов от экологии. Меня самого они «экологи-общественники» вербовали в свои ряды, намекали на гранты… Это нелюди — мизатропы…
Поясните, где проходит граница между честными, грамотными экологими и проходимцами от экологии?
Один очень известный в городе эколог-профессионал обронил фразу; «Теперь только ленивый не эколог!». А так как никому не хочется выглядеть ленивцем, всякий готов считать себя экологом. И власть, естественно, объявляя общественные слушания, рассчитывает получить авторитетное мнение. И получает. Несмотря на то, что собравшиеся на общественные (публичные) слушания имеют туманное представление о предмете обсуждения. И часто результаты таких слушаний могут быть тормозом в развитии города или наоборот – с легкостью штампуются антиэкологичные решения.
Существующая система публичных слушаний, предусмотренная Градостроительным кодексом, есть профанация. И в этом нельзя с Вами не согласиться. Но – се ля ви!
Самым эффективным механизмом выражения общественного мнения является общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ). В нашем городе большой опыт проведения таких экспертиз. Принципиальным отличием ОЭЭ от публичных слушаний является то, что в экспертную комиссию приглашают, как правило, профессиональных экологов, ученых, инженеров, биологов, а в публичных слушаниях участвуют случайные люди. Но более пяти лет назад Государственная экологическая экспертиза, равно как и Общественная экологическая экспертиза проектной документации на объекты капитального строительства были отменены. Как говорится, плотина прорвалась.
В Основах Государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 30.04.2012 года вновь поднимается вопрос об экологической экспертизе. Может быть что-нибудь изменится? Посмотрим. Все таки 2013 год объявлен Президентом годом охраны окружающей среды.
Спасибо за ответ Геннадий Кузьмич!
Правда непонятен (вернее весьмо понятен) механизм формирования «общественной экологичемкой экспертизы», те же кукушиные яйца, только в профиль… От экологов-общаственников… Quis custodiet ipsos custodies?
Мы благодарим уважаемого гостя за «дежурство»! Желаем Вам, Геннадий Кузьмич, крепкого здоровья и успехов в работе! Всем спасибо за вопросы. На оставшийся вопрос попрошу ответить Геннадия Кузьмича в ближайшие дни.
Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе,
об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт
обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)
Комментарии (39)
klauss
Что касается состояния дел с утилизацией отходов в нашем городе. Несколько видов распространенных отходов перерабатываются. Утилизируются отработанные масла, аккумуляторы, весь металлолом, бумага и картон, покрышки, отработанная оргтехника, полимерные материалы, принимаются на обезвреживание отработанные люминесцентные лампы. В 2011 году в ООО «Повтор» пущена в эксплуатацию линия по сортировке отходов с целью извлечения из массы отходов всех полезных составляющих, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья. Крупные предприятия города так же стремятся утилизировать свои отходы.
Как видите, проблема решается. Но пока медленными темпами. Тому есть несколько причин. Назову некоторые из них. Первая: особенность градостроительного «почерка» нашего города. Я имею ввиду многоэтажные дома с мусоропроводами, что практически делает невозможным первичную сортировку бытового мусора. Вторая: неразвитая экологическая культура населения (лет 10 назад в 8-м квартале проводился эксперимент по раздельному сбору отходов, который, к сожалению, не дал положительных результатов). Третья: отсутствие материального стимулирования предпринимательской деятельности в области утилизации отходов. Законодательные положения на этот счет остаются декларативными. И сейчас модно уповать еще на одно обстоятельство – недостаток средств.
syldimirov
foma
У всех сжимается сердце при упоминании нашей городской трагедии 2010 года.
Но многие жители считают поджог леса умышленным с целью освободить территорию для расширения площадей под строительство. Этому во многом способствует то обстоятельство, что никто не понес какую-либо ответственность за этот пожар.
Но город настроен решительно: восстановить лес! И он будет восстановлен. Если в ближайшие 2-3 года будут осуществлены все посадки саженцев и организован уход за ними. На последнем заседании городского экологического совета обсуждался вопрос об организации студенческих отрядов для посадки саженцев и ухода за ними. Но для посадок необходимо расчистить территорию.Поэтому жгут костры. Нет передвижных установок по переработке деревоотходов (или их очень-очень мало для таких объемов отходов). Но Вы правы в том, что вопрос очистки территории от горельника должен был быть записан в договорах на вырубку деревьев. Это вопрос, безусловно, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, которое оформляло эти договоры.Что касается 56 -го региона, то там, очевидно, чиновники и предприниматели оказались гораздо расторопнее, чем в Самарской области.
Об экологической катастрофе: к сожалению, в массе своей человечество мало задумывается об этой угрозе. Но скоро ситуация изменится, надеюсь, в лучшую сторону.
syldimirov
Если новая дорога нужна, то где и как по Вашему она должна проходить? Спасибо.
zh-tlt
Нужна как воздух ещё одна автомагистраль (кроме Южного шоссе), соединяющая Автозаводский и Центральный районы. И планировка города диктует необходимость строительства этой дороги через лес (точнее, через территорию бывшего леса). И эта дорога рано или поздно будет построена. Новая дорога решит многие транспортные проблемы: позволит снизить объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта, сократит время поездки из одного района в другой до 4-5 минут. Основные контраргументы касаются вопроса загрязнения Соцгородского подземного водозабора. Но основным источником загрязнения подземных вод может быть только поверхностный сток с поверхности дороги. Поэтому новая дорога должна иметь систему сбора и отвода поверхностного стока на очистные сооружения. Могут быть и другие варианты конструкции экологически безопасной дороги. Поэтому необходимо обявить конкурс на лучший экологически безопасный проект этой новой магистрали. Для дальнейшего развития города дорога крайне необходима, и её следует построить как можно быстрее, пока город совсем не утонул в транспортном «водовороте». Уже сегодня при населении 719 тысяч человек в городе зарегистрировано 260 000 единиц автотранспорт плюс транзитный транспорт.
syldimirov
Хотелось бы услышать от Вас фамилии и имена экологов в регионе, которые по Вашему мнению таковыми являются. За кого бы Вы могли поручиться?
И если считаете корректным такое упоминание — фамилии и имена лжеэкологов, которые находятся поблизости Тольятти.
VasiliY
И профессиональных, и общественных экологов в нашей области много.Было бы бестактно назвать одни фамилии и не назвать другие. Согласитесь? Я бы Вам посоветовал зайти на официальные сайты Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области и Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, и Вы там можете найти ответы на Ваши вопросы.Обратите внимание на результаты конкурсов «Эколидер», который проводится уже десяток лет.
syldimirov
vetchi
Но проблем, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, очень и очень много за пределами городов. Это масштабные лесные пожары, опустынивание земель, снижение плодородия почв, снижение биоразнообразия и множество других. Решение этих проблем – задача экологов биологического профиля.
Согласен с Вами в том, что вокруг экологии много разговоров, но мало конкретных дел. И пока мало специалистов – экологов во всех сферах хозяйственной деятельности. Экологическая ситуация в мире и в России такова, что на каждом предприятии должен быть профессиональный эколог. Волжский униврситет им. В.Н.Татищева готовит специалистов-экологов широкого профиля, которые, как правило, находят сферу приложения своих профессиональных способностей.
syldimirov
В Жигулевске нет своего полигона отходов и перерабатывающего комплекса. И похоже не будет. Свалка, что была на территории Ставропольского района закрыта. Перевозчики мусора возят всё, что соберут из Жигулевска на полигоны Тольятти. Цена такого перевоза (плеча) и утилизации, ощутима для жигулевцев, судя по постоянно растущим цифрам в квитанциях. Мусороперегрузочная станция построена, её присутсвие не ощутимо. Как Вы считаете, Жигулевск обречен с «вечной» мусорной темой? И высоким тарифами за вывоз мусор если не будет своего полигона?
VasiliY
Создать установки по сортировке отходов с целью максимального извлечения полезных компонентов. Это позволит сократить объем отходов на 50-60 процентов. Оставшиеся отходы, направляемые на размещение (захоронение), прессовать до плотности 1,3-1,5 т/куб.м. В настоящее время расчетная плотность бытовых отходов 0,2 м/куб.м, следовательно объем транспортируемых отходов может быть снижен в 5-6 раз и не «возить воздух». Такие технологии хорошо известны. Вопрос о месте захоронения должно решить Министерство природных ресурсов и экологии России в Москве. Так как нельзя размещать отходы на территории нац. парка, решить вопрос о федеральной дотациях на транспортировку отходов населения, так как нац. парк – федеральное учреждение.
syldimirov
VasiliY
syldimirov
VasiliY
syldimirov
Знаком ли Вам международный Социально-экологический союз, если да, то что вы думаете про его деятельность?
ipolit
Это авторитетная экологическая организация.
В Тольятти есть отделение Социально-экологического союза, которое осуществило множество мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в городе.Более 20 лет отделение работает под руководством Гасича Григория Павловича.
syldimirov
То есть получается вы отвергаете мировой опыт, который подсказывает что в крупных, промышленно развитых городах простое строительство дорог с точки зрения экологии города этот тупик, и что надо создавать условия, чтобы люди пересаживались с личного транспорта на общественный. То есть развивать комфортный и желательно электрический транспорт, ограничивать парковку и жестко штрафовать за неправильную парковку и т.д. Ведь очевидно — если в Тольятти принять меры, чтобы хотя бы ВАЗовцы добирались на работу преимущественно на общественном транспорте, то поездки между районами уже не будут столь затруднительными и не будет того количества выбросов. Посмотрите что творится у проходных ВАЗа в будние дни, просто огромное количество машин.
aleksandr63ru
ipolit
aleksandr63ru
aleksandr63ru
В торгово-промышленной палате планируется в январе-феврале 13-го провести слушания по данному вопросу. Пусть свое мнение скажет деловой люд, от деятельности которого зависит экономика нашего города.
syldimirov
1. По лесу. Как мне кажется, многие горожане себе слабо представляют, что такое сукцессия и с чем ее едят. В этой связи место после пожарища воспринимается как безнадежное, что неверно. Мало кто осознает, что ученые получили уникальный объект для исследования (городские леса и лесное хозяйство в городах сегодня — одна из самых востребованных тем, по которым работают на Западе). Ведет ли какие-либо исследования в городском лесу ВУиТ?
2. В Тольятти сейчас экологов готовят достаточно много. И хотя между ВУиТ и ТГУ есть разница в направленности подготовки и темах (Васильев больше по шуму работает), я вижу тесное и профессиональное общение между экологами этих вузов. Как Вы считаете, нужно ли предпринимать дальнейшие действия для консолидации экологического образования города (и студенческой молодежи) и, если да, то какие?
3. Как главный эколог в прошлом, Вы знаете ценность информационных систем в мониторинге экологической обстановки. Ситуационный центр, который обещан был некоторое время назад, до сих пор не работает (да и точка фокуса у него несколько иная). Как Вы считаете, оправданно и возможно ли создание ситуационного центра в области охраны и мониторинга состояния окружающей среды на базе одного из городских вузов? Возможно ли это сделать силами самих вузов?
4. Я не буду с Вами спорить по поводу лесной дороги, поскольку спор без документации на руках не имеет предмета. Просто замечу, что 1) лес не бывший, лес — настояший 2) экстраполяция по поводу продолжения экспоненциального роста количества личного транспорта далеко не обязательно верна,
энергетический кризис впереди 3)кроме очевидного экологического смысла (вода, лес) у проблемы есть еще социо-экономическое измерение (environmental justice). А вот по поводу транспорта спрошу: Вы, вероятно, знаете, что большая часть загрязнения воздуха в ТЛТ — от автотранспорта. Вы, вероятно, знаете о мерах, которые принимаются в других городах мира для сокращения вреда от и количества легкового транспорта. А что Вы и Ваши студенты готовы предложить Тольятти для решения указанных задач?
Ivan_Burduh-Ali
ipolit
syldimirov
Гольфстрим, воздух, полюсы, нефть — все это существует на Земле, а не в одном отдельно взятом городе. Как и люди.
Ivan_Burduh-Ali
1. Да. Исследования по проблеме лесов (растительные сообщества, орнитология) ведутся на кафедре Прикладной экологии и безопасности жзизнедеятельности (заведующий к.б.н., доцент Быков Евгений Владимирович.
2. Безусловно. Благодарю Вас за положительную оценку наших профессиональных контактов с ТГУ, в частности с А.В. Васильевым. Надеюсь, что они в дальнейшем будут развиваться по восходящей. И ТГУ (Институт химии и инженерной экологии), и Экологический факультет ВУиТа постоянно общаются на конференциях, семинарах, круглых столах ит.д., проводимых этими ВУЗами. ВУиТ регулярно проводит круглые столы с преподавателями биологии, химии, экологии школ города. Такое очередное мероприятие прошло в ВУиТ 22 ноября с.г.
Наверное, следует в городе воссоздать совет по экологическому образованию. Такой опыт в городе был.
3. Экологическая ситуация в городе хорошо известна. Рекомендую просмотреть ежегодный Государственный доклад о состоянии окружающей среды и природопользовании в Самарской области за 2011 год (он опубликован в Интернете). Тольяттинская Гидрометобсерватория хорошо справляется со своими обязанностями. И город ежегодно материально её подпитывает. Биота довольно тщательно исследована Институтом экологии, регулярные наблюдения ведутся отделом Роспотребнадзора. Но данные существующей системы мониторинга не являются инструментом экологического регулирования. Необходимо создавать систему локального оперативного мониторинга, максимально приближенного к источникам выбросов и сбросов. Но я склонен считать, что в настоящее время этот вопрос тупиковый. Орган местного самоуправления не имеет контрольных полномочий согласно законодательству, а роль государственных органов эфемерна. Не уверен, что ВУЗы что-то результативное могут сделать в этой области.
4. Вы правы. Пока по поводу дороги нет профессионального спора. Все споры на уровне эмоций – не более. На депутатских слушаниях в городской Думе я предложил перевести проблему в профессиональное русло, и так было решено.
Но споры о дороге вспыхивают уже 20 лет. Несмотря на то, что есть положительное заключение государственной экологической экспертизы. Что ж, поспорим еще 20 лет!
До внедрения передового мирового опыта нам далеко. И что считать передовым опытом – многоярусные городские автомагистрали в Сингапуре, или перевод автотранспорта на биотопливо как в Бразилии или подземки как в Японии? Для более радикальных решений у нас, в России, необходима смена частнособственнического менталитета населения.
syldimirov
Udachi!
Ivan_Burduh-Ali
Klinke
Я абсолютно с Вами согласен. Поведение природы трудно предсказуемо и во времени, и в пространстве. Мы с Вами были свидетелями недавних страшных стихийных бедствий равно как и техногенных катастроф. Но я думаю, что человечество и мы с Вами не должны превращать свою жизнь в «пир во время чумы». Извините за патетику, но мы, земляне, должны беречь то, что имеем – нашу голубую планету. Вспомните А. Экзюпери.
syldimirov
Я Barmaley и давно с Вами знаком. Может Вы откроете секрет:
Каким образом любые планы по развитию города поподают на общественных слушаниях под «пресс» самопровозглашенных «экологов-общественников» и ВЛАСТЬ послушно прогибается под демагогией мракобесов от экологии. Меня самого они «экологи-общественники» вербовали в свои ряды, намекали на гранты… Это нелюди — мизатропы…
Поясните, где проходит граница между честными, грамотными экологими и проходимцами от экологии?
barmaley
Один очень известный в городе эколог-профессионал обронил фразу; «Теперь только ленивый не эколог!». А так как никому не хочется выглядеть ленивцем, всякий готов считать себя экологом. И власть, естественно, объявляя общественные слушания, рассчитывает получить авторитетное мнение. И получает. Несмотря на то, что собравшиеся на общественные (публичные) слушания имеют туманное представление о предмете обсуждения. И часто результаты таких слушаний могут быть тормозом в развитии города или наоборот – с легкостью штампуются антиэкологичные решения.
Существующая система публичных слушаний, предусмотренная Градостроительным кодексом, есть профанация. И в этом нельзя с Вами не согласиться. Но – се ля ви!
Самым эффективным механизмом выражения общественного мнения является общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ). В нашем городе большой опыт проведения таких экспертиз. Принципиальным отличием ОЭЭ от публичных слушаний является то, что в экспертную комиссию приглашают, как правило, профессиональных экологов, ученых, инженеров, биологов, а в публичных слушаниях участвуют случайные люди. Но более пяти лет назад Государственная экологическая экспертиза, равно как и Общественная экологическая экспертиза проектной документации на объекты капитального строительства были отменены. Как говорится, плотина прорвалась.
В Основах Государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 30.04.2012 года вновь поднимается вопрос об экологической экспертизе. Может быть что-нибудь изменится? Посмотрим. Все таки 2013 год объявлен Президентом годом охраны окружающей среды.
syldimirov
Правда непонятен (вернее весьмо понятен) механизм формирования «общественной экологичемкой экспертизы», те же кукушиные яйца, только в профиль… От экологов-общаственников… Quis custodiet ipsos custodies?
barmaley
PINGvin
syldimirov
vetchi
iBolit-TLT
Hobbit
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.