На прошедшей неделе председатель правления городского Эл банка Анатолий Волошин встретился с журналистами ведущих городских СМИ, чтобы рассказать о том, как можно изменить экономическую ситуацию в лучшую сторону с помощью региональных банков. По его мнению, ставку нужно делать на вливание средств в малый и средний бизнес через новую межбанковскую систему.
Новости о кредитно-денежной политике Центрального банка РФ уже два месяца подряд держатся в топе всех федеральных каналов. С высоких трибун до населения доносят мысль о том, что нас ожидает экономический спад, который, тем не менее, остается управляемым и находится под бдительным контролем государства. Однако, если посмотреть на сценарии кредитно-денежной политики, которые уже представил ЦБ, картина обещанной стабильности не выглядит такой уж спокойной. Даже эксперты Российской академии наук не могут понять, как при нулевом росте экономики, который спрогнозировали эксперты ЦБ и уже наметившемся удорожании всех видов кредитов, Правительство РФ планирует не допустить падения доходов населения, сокращения производства и роста инфляции.
По прогнозу председателя ЦБ
Эльвиры Набиулиной, больше, чем нулевой рост экономика России сможет показать не раньше 2017 года, а пока экономическая элита страны ищет точки роста экономики и драйверы, которые приведут к увеличению ВВП. Председатель правления Эл банка Анатолий Волошин был единственным представителем региональных банков, который смог присутствовать на последнем заседании РАН, где обсуждались сценарии выхода из таких ситуаций, в которой сейчас оказалась Россия. С журналистами он поделился теми настроениями, которые сейчас царят в околокремлевских кругах.
— Политика ЦБ сегодня продиктована одной задачей — сохранить инфляцию в следующем году на уровне 4%. Недавно я был в РАН и слышал, как академики и ведущие эксперты страны обсуждают эту политику. Никто не понимает, как они собираются сохранить такую инфляцию, — говорит Волошин. — Ключевая ставка ЦБ уже объявлена на уровне 9,5%, следовательно, кредиты дорожают, денег в экономике становится меньше. Мы это уже проходили в 1990 году. Возможно, г-жа Набиулина этого не помнит, но при таком сценарии ничего хорошего ждать не приходится.
Главное, что сегодня обнадёживает представителей бизнеса — это курс Правительства РФ, взятый на импортозамещение. Этот приоритет уже озвучен президентом РФ
Владимиром Путиным, и теперь вопрос заключается только в том, каким образом его реализовать. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что увеличивать капиталы федеральных банков нецелесообразно. Эксперты единодушно заявляют, что очередные государственные триллионы рублей, окажись они в федеральных банках, снова уйдут на валютный рынок, минуя реальный сектор экономики.
— Сегодня все понимают, что не финансировать экономику страны нельзя. Малый и средний бизнес, который в России дает только 20% ВВП, в западных странах даёт от 50-70%. То есть эта сфера экономики может увеличить ВВП ещё до 50%. Но капитализировать и дальше такие банки как ВТБ и Сбербанк, ожидая, что они быстро и эффективно будут кредитовать малый и средний бизнес бессмысленно. А региональные банки, такие как наш, с капиталами в 5 миллиардов рублей, просто не смогут кредитовать этот бизнес в тех объемах, которые требуются для подъема ВВП, — рассуждает наш собеседник — В России сегодня порядка 300 региональных банков, на которых держится весь малый и средний бизнес России и есть регионы, где не осталось ни одного местного банка. В этом году малые банки практически не растут. Рост в 10% для банковской системы — это почти ничего. Для того, чтобы экономика росла на 5% — банки должны расти на 25%.
Другими словами, вливать деньги в экономику нужно через региональные банки, в которых уже работают программы кредитования малого и среднего бизнеса. Чтобы проиллюстрировать, как это работает, Волошин рассказал журналистом несколько примеров из личной практики. Некоторое время назад руководство Эл банка пригласило фермеров, чтобы выяснить, что им необходимо для увеличения объёмов производства. Как это не удивительно, но сельхозпроизводители заявили, что деньги банка им не нужны. Проблема состояла в том, что даже та продукция, которую они производили, пропадала из-за того, что не было возможности сбывать ее в действующие торговые сети, которым нужны бесперебойные поставки. Эту задачу взял на себя Эл банк, организовав фирму, которая обеспечивает условия контрактов с торговыми сетями, покупая сельхозпродукцию у местных производителей. И только после этого можно было обсуждать с фермерами условия их кредитования. В сентябре этого года Эл банк получил премию журнала «Эксперт» за вклад в развитие агропромышленного комплекса Самарской области. Качественное и бесперебойное обслуживание, которое было обеспечено фирмой АСД при содействии Эл банка, отметило своей наградой торговая сеть «Метро». Напомним, что в Самарской области Эл банк работает с проектами в Шигонском, Ставропольском, Волжском, Большечерниговском, Красноярском, Большеглушицком и Кинельском районах. Сельскохозяйственные проекты Ульяновской и Новгородской областей, Республики Алания, Карелия так же пользуются поддержкой Эл банка.
— Если в малых банках не будет денег, то бизнес, который мы поддерживаем, просто встанет. Мы кредитуем рыбные хозяйства. При нашем участии было произведено и реализовано 430,5 тонн форели и 55,1 тонн карпа. Наши партнёры вырастили 500 голов свиней, 1300 голов овец и баранов, около 5 тысяч голов коров. Банк работает с хозяйством племенных лошадей. И ещё ни разу на моей практике не было случая, когда наш кредит был потрачен только на выплату зарплат. Наши клиенты вкладывают деньги в производство, создают продукт, а, следовательно, и рабочие места, — подчёркивает Волошин.
О том, что средний и малый бизнес необходимо финансировать, говорят и другие банкиры, которые работают с реальными предпринимателями. Суммы, которые необходимы для этих целей, несопоставимы с теми, которые государство привыкло тратить на свои стратегические проекты.
— На площадках, где обсуждается финансовая политика государства, люди оперируют суммами, исчисляемыми в триллионах рублей. Чтобы докапитализировать региональные банки, которые работают с малым бизнесом, хватит пары сотен миллиардов рублей. Это и есть та точка роста, от которой ВВП может начать расти. Я был у
Анатолия Аксакова, заместителя председателя комитета Госдумы по финансовому рынку и Президента Ассоциации региональных банков России и озвучил следующую идею. Если объединить сотню-полторы таких банков таких, как наш, можно будет создать единую методологию работы и разработать систему, через которую можно будет кредитовать реальный сектор экономики, — утверждает Волошин.
В этом не сложно убедиться, если учесть, что ещё в 2013 году, когда не было и речи о санкциях и прочих ограничительных мерах, Эл банк уже взял курс на поддержку замещения импорта. В частности, был существенно расширен портфель кредитов, направленных в сельское хозяйство. Вложения Эл банка в агропромышленный комплекс губернии дали результат в 57 тысячах засеянных гектаров земли и в 7 тысячах голов скота. Сумма кредитов, выданных Эл банком на эти цели, превысила 570 миллионов рублей. На предприятиях, с которыми работает Эл банк в сфере сельского хозяйства, занято более 1000 работников. Кредитование местных производителей сельскохозяйственной продукции — это приоритет в проектной деятельности Эл банка.
— Мы видели, что происходит со странами, которые увлекаются потребительским кредитованием через иностранные банки. Перестать кредитовать производство и развивать потребительское кредитование — это верный способ получить контроль над страной. К счастью, в России эту практику пресекли, и население не успело набрать неподъёмных кредитов. Более того, оказалось, что производство в России вполне жизнеспособно. И сегодня нужно только, чтобы государство развернулось в его сторону и перестало кошмарить банки, показало, что готово с ними сотрудничать.
Ирина Смирнова
Газета «Панорама Тольятти» №44 (766)
Комментарии (1)
Santa
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.