Похоже, в извечном вопросе: «Почему мы в России так плохо живем?» – у всех нас кончились оправдательные аргументы. Мешала советская власть – разогнали советы, мешала плановая экономика – ввели рынок. Хочешь за границу – езжай.
Хочешь гамбургер – ешь. Скандинавия и Канада находятся в тех же широтах, что и мы, но их дороги шире и чище, а уровень жизни выше. Власть у нас, может быть, не такая? Так мы же сами ее и выбираем. Или проблема как раз в том, что не выбираем? «Гражданская сознательность», «гражданское общество», «профессиональный горожанин» – значат ли эти понятия что-нибудь даже для представителей среднего класса?
Уинстон Черчилль как-то издевательски изрек, что «лучший аргумент против демократии – пятиминутная беседа со средним избирателем». И под этими словами многие готовы подписаться. В силу бурной разносторонней деятельности автор этих строк однажды баллотировался в депутаты Самарской губернской думы. Добросовестно общался с избирателями. По пять минут, по пятьдесят, по пять часов. Подробно рассказывал о своих политических взглядах. Объяснял электорату, чем должны на самом деле заниматься депутаты, но почему-то не занимаются. Призывал активнее участвовать в общественной и политической жизни города.
Люди внимательно слушали и сочувственно кивали головами. Но при этом почему-то смотрели на меня как крестьяне на комиссара, приехавшего агитировать за колхоз. Когда же разговор дошел до наказов избирателей, люди попросили установить им во дворе песочницу и поменять лампочки в подъезде. Я бросился им горячо объяснять, что работа депутата – писать хорошие законы, представлять в думе интересы избирателей, а лампочки и песочницы в эту работу не входят. Люди пожали плечами и проголосовали за Александра Дроботова. Я же решил больше никуда не баллотироваться. По крайней мере до тех пор, пока не умрет последняя бабушка, требовавшая у меня новую лампочку за свой голос.
Я не понимал, почему жители нашего города в состоянии собственными руками поставить на свою квартиру железную дверь, купить в кредит домашний кинотеатр, но оказываются по-овечьи беспомощными, когда надо скинуться с соседями, купить доски и сколотить песочницу – для своих же, вроде бы, детей. Ответ, конечно, прост – домашний кинотеатр вам никто покупать не обязан, а вот ставить песочницы во двор должен «кто-то».
Беда в том, что это правда. Этот «кто-то» действительно существует. Он действительно обязан менять лампочки и ставить песочницы. А еще вывозить мусор, чистить снег, мыть полы в подъезде, красить фасады, разбивать клумбы и делать всех счастливыми. Нашу ментальность формировали пионерские лагеря, Советская Армия и исправительные учреждения закрытого типа. Там ни у кого нет ничего своего собственного, зато всегда есть «кто-то», кто накормит, оденет и обует.
Ощущение, что все вокруг им должны, – нормальное состояние большинства тех граждан, что именуют себя «люди простые». Они считают, что все должностные лица, депутаты, чиновники, политические партии должны им по умолчанию, должны просто потому, что у самого «простого человека» чего-то нет. Они хотят по депутатским приемным, по инстанциям, по редакциям и требуют срочно дать им квартиру (потому что свою они продали, когда решили вложить деньги во «Властелину»), освободить несправедливо осужденного сына, который на самом деле никого не убивал (и ведь бывает, что это правда), дать денег на лекарства (читай – на настойку боярышника).
Автору этой статьи как-то довелось проводить прием граждан по личным вопросам, и самое сильное впечатление на меня произвела одна дама, которая просила дать ей денег на генетическую экспертизу. Ее сын случайно переспал с женщиной, та забеременела, родила и отсудила алименты. Я предложил даме дать сыну (26 лет) ремня и научить пользоваться презервативами. «Так он надел презерватив! Она сама его с него сняла!» – закричала дама и снова потребовала денег на экспертизу.
«Ну они же ДОЛЖНЫ нам это сделать!» – кричат граждане во дворе по тысячу раз в году. И они правы, да, им действительно должны. «Мы же им за это ДЕНЬГИ платим!» – и снова правы, да, платим.
Почему же тогда не делают? Да потому что плохо требуем. Умение требовать от власти добросовестного отношения к работе – это и есть «активная гражданская позиция». Добросовестно относиться к собственным обязанностям жителя города – значит быть «профессиональным горожанином». Мало кого из нас можно назвать настоящим ГРАЖДАНИНОМ своего города. В лучше случае большинство из нас – просто ЖИЛЬЦЫ своих квартир.
«Так жить нельзя!» – двадцать лет назад сказал сатирик. И ничего не изменилось! Пока мы будем ждать, что все исправят «те, кто должен», мы никогда не изменим свою среду обитания.
_________________________________________________________
(С) Александр Гремин, газета «Понедельник», № 36 (410), 18 октября 2010
Комментарии (6)
А самое милое — это то, что «люди простые» ещё убеждены, что есть «кто-то», кто должен следить за их здоровьем и приводить его в порядок по-мере необходимости (в процессе самоуничтожения). А также «кто-то», кто научит и «даст хорошее образование».
И этот «кто-то» весело процветает в раздувающейся как пузырь сфере «медицинских» и «образовательных» услуг.
В результате достигается окончательное согласие и гармония. Так что все в порядке!
leshek
Для государства граждане, сами рожающие и обучающие своих детей — опасность. Поэтому оно всё делает, чтобы культивировать и поддерживать массовое сознание.
Кстати, в новом законе об образовании НЕТ ( НЕ ВКЛЮЧЕНА) СТАТЬИ О ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ. И об этом ни словом не обмолвилась недавно бывшая здесь недавно чиновница от образования Любич.
avdrug
els
leshek
Duke
jagg
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.