о проекте

войти | регистрация

 
 

 

 
 

персоны

 
   
 

тема

 
   
 

топ блоги

 
 

Экспертное мнение

126.60

Сейчас скажу

73.87

Активный отдых

59.33

IT-баранки

48.50

Выборы. Конкурсы. Розыгрыши.

46.71

Вкусная жизнь

43.03

Додыр

39.58

Полит просвет

35.49

Выборы мэра Тольятти-2012

34.76

Развитие Тольятти

33.03


Все блоги

 
 
 

Сейчас скажу

 
Блог для всех кому есть что сказать.
 

Памяти Анны Михайловны Гуровой 1937 -2005 гг.


Небольшой абзац вчерашней вазовской хроники:



– после продолжительной болезни ушла из жизни старейший работник Волжского автомобильного завода, бывший заместитель секретаря парткома ВАЗа по идеологии, бывший начальник управления по социальным вопросам ВАЗа,в последнее время (с 1995 года) директор благотворительного фонда «Надежда» -Анна Михайловна Гурова. Отпевание состоялось в Спасо-Преображенском соборе Тольятти 28 января 2005 г. .

Этот текст был написан 5 лет назад. Я не стал ничего исправлять.

Человеческая жизнь коротка. Десять тысяч дней — это 30 лет, двадцать – уже шестьдесят. Жизнь организаций или предприятий еще короче. Поэтому с такой гордостью во всем мире подчеркивается возраст компании, банка или семейной фирмы. АВТОВАЗ перешагнул пятое десятилетие своей истории. Но это скорее зрелость, чем старость. Поэтому те 14 тысяч дней и ночей, которые прошли с июльского дня 66 года — это с одной стороны обозримая арифметическая совокупность, а с другой — гигантское поле, вместившее миллиарды дел, поступков, радостных, драматичных и трагических событий, в биографиях десятков тысяч заводчан.



Миллионный автомобиль ВАЗ 2103

В 2008 году автозавод находится на очередном историческом рубеже. Практически с начала 90-х годов, несмотря на причудливые зигзаги государственной политики в области автомобилестроения АВТОВАЗ боролся за рынок, боролся за потребителя. Уступать свое место конкурентам вазовцы не захотели. Но нельзя развиваться только за счет собственных ресурсов. Теперь ВАЗ это транснациональная корпорация. Ведущее предприятие Советского Союза и постсоветской России снова на распутье. Трудно ответить на вопрос; «Что впереди?». Одно очевидно, прежнего автозавода – гигантского монстра с десятками тысяч работающих и зависимых от завода людей – больше не будет. Это уже история.

Перешагнув порог пятого десятилетия, несмотря на реставрацию капитализма, козни чиновников собственного государства и глобального автомобильного рынка, ВАЗ не собирается сдаваться и отвечает на вызовы времени.
История главного российского автозавода полна драматических поворотов, и политических интриг. Это история героев и антигероев, простых и скромных тружеников известных политиков и бизнесменов. История людей, оказавшихся в ситуации выбора, которым представился шанс совершить нечто в жизни и которым этим шансом воспользовались. Это история побед и поражений, яркого всплеска интеллектуальной энергии и энтузиазма и тяжких, изнурительных физических усилий. ВАЗ это далеко не только автомобили, запчасти, СТО, рабочие места в металлургии, химии, на транспорте. ВАЗ это люди, с определенным складом характера и отношением к реалиям жизни. ВАЗ – это преодоление проблем и трудностей через творчество, волю и сотрудничество. А еще завод — это неотделимый от города Тольятти феномен.

Автозаводский район г. Тольятти

Градообразующая основа города, где построено 26 млн. российских автомобилей. Города, где каждый четвертый трудоспособный человек – работает на автозаводе. Поэтому ВАЗ – это нечто большое, похожее на океан из «Соляриса» или планета в галактической системе – зримое и незримое, обладающее некой планетарной силой притяжения и отталкивания, своей атмосферой, жизнью, мифологией, культурой и историей.
Поэтому можно без натяжки назвать вазовцев некой культурно-профессиональной автономией, которую некоторые считают аномалией. Ведь по численности персонал ВАЗа плюс члены семьи – это численность целого этноса. Причем, многократно превосходящая, некоторые этносы.

История ВАЗа интересна и поучительна не только из-за феномена «больших чисел», а именно из-за феномена «вазовского человека». Она привлекает внимание историков и культурологов, бизнесменов, журналистов, политиков, деятелей литературы и драматургов «Новой драмы». Это история вызывает живой интерес зарубежных ученых. На последней международной конференции по истории ВАЗа, в 2005 году, именно выступления иностранных участников явно диссонировали с отечественными «кэвээносвскими» шуткам о «калинах» и «тазах», которые прочно обосновались на страницах столичных газет и телеканалов. Шведский историк Юкка Гронов рассказывал о неизвестных аспектах и большой роли тольяттинских малолитражек в автомобилизации Финляндии. Российские участники конференции с удивлением узнали от американца Льюса Сигельбаума, как реализация проекта ВАЗ-ФИАТ, не только придала мощный импульс модернизации экономики СССР в начале 70-х гг, но и по своим далеким политическим последствиям стала «миной», подорвавшей идеологические устои социализма.



Визит генерального серетаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва в Тольятти 8 апреля 1986 u/

Что и говорить, вазовские автомобили наверно самый распространенный российский продукт после автомата Калашникова, они побывали на всех континентах и полюсах Земли. Поэтому к ВАЗу мало кто относится равнодушно. Именно продукция ВАЗа сделала больше в реставрации капитализма, чем все ошибки партийных функционеров.

В стране, где практически отсутствовала мобильность населения кроме, войн и строек социализма началось движение автолюбителей. Люди стали путешествовать во время отпуска, получили возможность вывозить с дач продукцию, ездить в деревню, жить за городом. Изменился уклад жизни нескольких поколений.

Как и любое большое и неоднозначное явление у ВАЗ есть друзья и противники. Некоторые политические деятели, шоумены и журналисты из критики автозавода сделали себе неплохой бизнес. Огульно ругая конструкцию и качество самых известных российских автомобилей, они напрочь забывают, а что собственно производилось раньше и сегодня еще производится в России? Что выпускает российская промышленность в массовом масштабе из сложных изделий, или как говорится «транспортных средств и оборудования»? История автомобилей «ИЖ» и «Москвич» показали, насколько быстро и безвозвратно можно уйти в тень истории.

ВАЗ работает и сегодня, теснимый на авторынке иномарками, которые собирают в России, или автомобилями завершающими свой жизненный путь со всех стран Европы и Японии.Теперь, на ВАЗе, работают дети и внуки тех, кто приехал строить автозавод. Ветераны уходят. А вместе с ними что-то важное ускользает из памяти. Нам важно сохранить память, чтобы опираться на нее преодолевать сложности непростой современной жизни. Нужно собирать и хранить воспоминания, свидетельства, факты. Это необходимо чтобы понять, кто мы сегодня и кем будем завтра. Разумеется, что невозможно написать и вспомнить обо всех десятках тысяч автостроителей. Обычно в фокусе внимания остаются руководители.

Считается, по умолчанию, что руководитель – это мужчина. Но есть исключения. Героем нашего рассказа, является руководитель женщина, без которой нельзя представить черты социальной политики ВАЗа, в бурные 90-е годы.

Принимающая парад. 9 мая 1980 г.

Жизнь Анны Гуровой это причудливый калейдоскоп событий, где она оказывалась в роли творца и функционера, властного и жесткого управленца и безличного «винтика» идеологической машины КПСС. Это жизнь русской женщины, жены, матери, коммуниста с солидным партийным стажем и видимо верующего, православного человека. А еще жизнь человека отвергающего ради работы простые житейские радости.

Жизнь Анны Гуровой пример карьеры человека, у которого перипетии жизни, стрессы и быстротечность изменений, так и не породили внешний, профессиональный цинизм, как можно наблюдать у некоторых врачей или военных. За десятилетия управленческой работы появилась редкая способность не верить ни словам, ни слезам, зато мгновенно определять, с первого взгляда, суть проблемы и потенциальные опасности какого-нибудь решения. За прошедшие годы после учебы на историко-филологическом факультете Куйбышевского пединститута комсомольскому и партийному работнику Анне Гуровой приходилось иногда совершать поступки, обусловленные партийной дисциплиной, долгом коммуниста, а в душе просить Бога и людей прощения…Ведь Анна Михайловна, была верующим, православным человеком. А главное работать, работать, работать. Работать до последнего своего часа. Работать, не обращая внимания на время, по 16 часов в сутки. Работать часто в ущерб семье, дому, друзьям.

Анна Михайловна Гурова доказала своей карьерой управленца и организатора, идеолога и лидера, способность принимать и выдерживать колоссальное давление обстоятельств и умение добиваться целей. Она могла быть резкой и нетерпимой, а с другой стороны по-русски душевным человеком, способным на бескорыстные и абсолютно неначальственные поступки. Хотя другой руководитель на посту Анны Гуровой создал бы совершенно другую историю социальной сферы завода и города Тольятти.

Главным героем любой книги — является время, которое формируют люди и которое не имеет сослагательного наклонения спустя годы. Многие вещи Анна Гурова не могла принять и изменить. Она понимала цену и ответственность власти.
В тоже время, очевидно, что эта небольшого роста, пожилая женщина, с умными, иногда колючими глазами за стеклами немодных очков — не держалась за нее. После распада СССР, кадровый партийный работник, — Анна Гурова — не примкнула к КПРФ. Наверно не только из-за политической позиции компартии Геннадия Зюганова. Скорее из-за того, что будучи председателем попечительского совета, а позднее директором Благотворительного фонда «Надежда», Анна Михайловна занималась только тем, что она умела. Работать с людьми. С пенсионерами, ветеранами, инвалидами ВАЗа. Ей было не до политических оценок курса правительства либералов и реставраторов капитализма. Она нашла свое место в этой новой жизни.

Её дело было помогать людям.

сентябрь 2008 г.
Анна Михайловна Гурова, АВТОВАЗ, Тольятти, Управление по социальным вопросам, новости Тольятти

Комментарии (2)

+
+1
Анна Михайловна Гурова — единственный топ-менеджер ВАЗа, в советское время — женщина.

Руководитель Управления по социальным вопросам (март 1988г).

Под её непосредственным руководством и участием, были реализованы крупные социальные проекты:

— Управление рабочего снабжения продовольствием и промтоварами (УРС ВАЗа);
— Индексация заработной платы работников ВАЗа;
— Организация работы согласительных комиссий по линии Советов трудовых коллективов, Производственного совета ВАЗа, подготовка Коллективного договора АВТОВАЗа;
— деятельность бюро по работе населением УСВ;
— оказание помощи пенсионерам, ветеранам и инвалидам, Благотворительный фонд «Надежда».
avatar

Aceton

  • 29 января 2013, 00:58
+
+1
Её дело было помогать людям.

Анна Михайловна мне запомнилась как очень светлый и неравнодушный человек. Кроме того, чтобы женщина в советское время стала руководителем, она должна была в разы лучше работать своих коллег мужчин, Анна Михайловна это демонстрировала.
Светлая ей память
avatar

tushov

  • 29 января 2013, 05:55

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
 
 

 

Прямой эфир

 
 
 
 

Тэги

 
   

 

 
             
 

Войти

Регистрация

Разделы

Новости

Блоги
Персоны

Газета

Блоги

Коллективные

Персональные

Инфо

О сайте

Правила

Соглашение

Услуги

Реклама

Партнерская программа

         
             
 

Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)

Разработка сайта:

   

Дизайн: Грасмик Александр

Движок: LiveStreet