Как сообщили «Комитету защиты «Тольяттиазота» от криминала» работники завода, на площадке строительства третьего агрегата карбамида ПАО «Тольяттиазот» 27 марта при выполнении земляных работ произошел очередной групповой несчастный случай. В результате обвала грунта засыпало трех рабочих китайской подрядной организации «Самсе». Двух работников удалось вовремя откопать и спасти, но третий, гражданин Узбекистана, погиб.
Смерть рабочего стала следствием систематических и грубых нарушений правил промышленной безопасности и охраны труда на ТоАЗе, а также отсутствия технического и строительного надзора на предприятии. Основные владельцы предприятия – семья Махлаев – скрываются за рубежом от уголовного преследования. В прошлом году суд в Тольятти заочно приговорил их вместе с сообщниками к 8-9 годам колонии за хищение у завода 77 млрд руб. Поскольку на протяжении многих лет прибыль с предприятия систематически выводилась в офшоры, об инвестировании в безопасность думали в последнюю очередь. Руководство завода в лице генерального директора Дмитрия Межеедова и его непосредственных подчиненных озабочено лишь тем, как снять с себя любую ответственность, а не обеспечением безопасности рабочих и жителей Тольятти.
Поэтому несчастные случаи происходят на ТоАЗе с печальной регулярностью. Так, 15 октября 2018 г. во время подготовительных работ на остановленном агрегате по производству аммиака погиб механик цеха № 26. Причиной смерти называется отравление вредными веществами. Руководство завода всеми силами пытается скрыть несчастные случаи и не допустить объективного расследования их причин.
Никакой официальной информации о гибели гражданина Узбекистана также не поступало. Как сообщили источники на предприятии, официальная позиция руководства заключается в том, что происходящее у подрядчика якобы не касается ТоАЗа. Ни гендиректор Межеедов, ни его заместители не аттестованы по конкретным разделам правил промбезопасности, а значит и отвечать ни за что не могут по определению. И хотя тольяттинский СК начал расследование по факту гибели рабочего, адвокаты руководства ТоАЗа заверили своих клиентов, что смогут «парализовать» работу следствия и спустить дело на тормозах.
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора также делает вид, что все происходящее его ни в коей мере не касается.
На деле же площадка строительства третьего агрегата карбамида находится на территории опасного производственного объекта ПАО «Тольяттиазот». По ее территории проходят все действующие коммуникации – заводские трубопроводы и канализационные системы. Действующие агрегаты находятся на расстоянии 200-300-400 метров. Поэтому ответственность за опасный производственный объект несет не абы кто, а его владелец – ЗАО «Корпорация Тольяттиазот».
Руководство ТоАЗа также допустило еще одну грубую ошибку – ограничили доступ пожарных и спасателей к пожарным гидрантам, что не позволит оперативно ликвидировать возгорание в случае пожара, на что пожарный надзор почему-то не обратил никакого внимания.
Строительным надзором вроде бы должна была заниматься подставная фирма ООО «ТМС РУС», печально известная подготовкой фиктивных заключений экспертизы промбезопасности на заводское оборудование. Но рабочие подрядных организаций в глаза не видели никаких специалистов «ТМС», которые должны обеспечить надзор.
Китайская компания «Самсе» занимается инжинирингом и строительством в сфере целлюлозно-бумажной промышленности. Но одного реализованного проекта в сфере азотной промышленности на ее счету нет, а потому выбор этой организации в качестве подрядчика решительно не понятен.
С начала 2000-х годов на ТоАЗе работы по капитальному строительству, реконструкции и техническому перевооружению, капитальным ремонтам велись с грубейшими нарушениями федерального законодательства, требований Ростехнадзора, а также п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ («разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право проводить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, их капитальный ремонт»).
Работы проводились без разработки соответствующих проектов, без прохождения экспертизы промышленной безопасности проектов, без получения разрешений на строительство и реконструкцию, без разработки исполнительной документации, без осуществления функции технического и строительного надзора, без наличия соответствующих аттестованных в установленном порядке руководителей и специалистов.
По состоянию на март 2020 г. на ТоАЗе все еще отсутствуют аттестованные руководители, отсутствуют аттестованные специалисты по техническому надзору, эксплуатации зданий, проведению изыскательских, проектных работ. Документы по строительству подписываются руководителями, не несущими ответственность в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В начале августа прошлого года ТоАЗ разместил на информационном портале материал с оптимистичным заголовком «Третий карбамид – строим будущее». В нем с энтузиазмом рассказывалось, как кипит работа, как прокладывают коммуникации и готовятся к обустройству фундаментов зданий. В красках читателям расписывалось, где скоро будет стоять электроподстанция, а где новая гранбашня. Все это обещал руководитель проекта А. Постнов. Может быть, на его счету уже был богатый опыт реализации подобного рода проектов? Если и так, то об этом в материале почему-то не было ни слова. Скорее, ничем подобным он никогда не занимался в принципе и даже вообще ничего никогда не строил. Потому что, судя по рассказам коллег, Постнов, как и Межеедов – выходец из среды менеджеров, корпоративных управленцев, аудиторов, экономистов. Он не является экспертом ни в сфере строительства, ни в сфере надзора, ни по вопросам безопасности.
В этой трагической истории все еще остается много «белых пятен». Был ли оформлен допуск на земляные работы в установленном законом порядке? Если он был оформлен, согласовали ли его начальники цехов? В конце концов, кто мог утвердить этот допуск? О дисквалификации руководителей ТоАЗа и отсутствии на заводе аттестованных Ростехнадзором руководителей заводом СМИ писали неоднократно.
Судя по тому, что на площадке до сих пор не появилось ни подстанций, ни гранбашен, а по-прежнему ведутся земляные работы, график Постнов сорвал. Что вообще делали трое рабочих в траншее? Будем надеяться, что на все эти сложные вопросы рано или поздно ответит следствие.
_______________________
Сайт «Комитета защиты «Тольяттиазота» от криминала».
Источник.
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.