В воскресенье, 24 января, исполнился год с момента возбуждения уголовного дела по ч. 3 ст. 30 и ч. 5 ст. 291 УК РФ (покушение на дачу взятки в особо крупном размере) против экс-главы Тольяттихимбанка Александра Попова.
Попов обвиняется в попытке подкупа судей Верховного суда РФ, которым в 2015 году по личному распоряжению владельца банка Сергея Махлая должен был передать $1,2 млн. В такую сумму Махлай оценивал отмену в ВС РФ постановления о доначислении ПАО «Тольяттиазот», также принадлежащему ему и его семье, 161 млн руб. недоплаченных налогов за 2010 год. Попов также лично занимался сбором необходимой суммы, поиском посредников для передачи и другими организационными вопросами.
Это далеко не первое уголовное дело как для Попова, так и для Махлая. В июле 2019 года после пятилетнего расследования и полутора лет судебного следствия скрывающиеся за рубежом Сергей Махлай, его отец Владимир Махлай, а также трое их сообщников были заочно осуждены к реальным тюремным сроком за мошенничество путем хищения продукции завода, нанесшее многомиллиардный ущерб ТоАЗу и его миноритарным акционерам (ч. 4 ст. 159 УК РФ). В рамках исполнения приговора осужденных обязали выплатить 87 млрд руб. потерпевшим в виде компенсации.
В группировке Махлаев Попов занимал особое место. Он не просто был ее финансовым «мозгом», разрабатывая схемы хищения прибыли ТоАЗа, незаконного вывода активов в офшоры или уклонения от уплаты налогов. Он также выполнял «особые поручения» Сергея Махлая вроде тех, которые и легли в основу уголовного дела о взятке ВС РФ. Это включало в себя отмывание и обналичивание средств, а также организацию их дальнейшей передачи местным чиновникам, инспекторам контрольно-надзорных органов, следователям, судьям и другим должностным лицам. На протяжении многих лет это позволяло Махлаям скрывать следы своих преступлений, закрывать уголовные дела против членов своей группировки и даже возбуждать их против своих оппонентов. Иными словами, если криминальная империя Махлаев держалась на коррупционном прикрытии, то коррупционное прикрытие держалось на Попове.
Задержан Попов был еще в мае 2019 года в связи с расследованием еще одного дела, возбужденного по ст. 210 УК РФ – организация преступного сообщества или участие в нем, по которому он проходит вместе с Махлаями и множеством других фигурантов, связанных с ПАО «Тольяттиазот». Некоторые из них также уже арестованы правоохранительными органами. Попова задержали прямо в аэропорту «Внуково» при попытке вылететь за рубеж. В ходе расследования дела о преступном сообществе правоохранительные органы обнаружили признаки другого преступления – дачи взятки.
Расследование уголовного дела о взятке Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России было завершено 6 октября прошлого года. В начале ноября суд продлил Попову арест до 14 апреля 2021 года. В рамках следствия в целях обеспечения исполнения возможного приговора суда на 293 принадлежащих Попову земельных участка наложен арест.
Центральный районный суд Тольятти начал рассмотрение дела по существу 22 декабря. С тех пор Попов уже несколько раз давал показания на заседаниях. Пока Махлай, с середины 90-х живущий в США, находится на безопасном расстоянии от правоохранительных органов, его доверенные лица в России сидят в СИЗО и на скамье подсудимых. Но и Попову, и другим его коллегам может со временем надоесть выгораживать своего патрона. И вот тогда в зале суда начнут звучать новые свидетельства преступной деятельности владельцев ТоАЗа. Возможно, обратить на них внимание вынуждены будут даже за океаном. Махлай не может не знать, что к коррупционным и налоговым преступлениям в США относятся крайне нетерпимо, где бы они ни совершались.
Источник.
Комментарии (1)
ACC0508
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.