о проекте

33.03

Все блоги

Блог им. Shesterin

Это ваш персональный блог.

Енисей 2011. часть 6

22.07.2011г. Джойская Сосновка. День рождения Ивана Петровича Якушева.

Пусть бегут друг за другом
Три байдарки подруги,
За бортом пусть журчит Енисей.
Наслаждайся Природой!
Ну, и пусть непогода –
По одной ты нам, Ваня, налей!

Мы бы сыграли на гармошке,
Но с гармошкой не в ладу.
К сожаленью день рожденья
Только раз в году.

Завтра нас добрый Дима
Повезёт на машине
За Саянскую с Шушею ГЭС,
А пока мы с тобою,
С Енисеем, с мечтою,
Нам не нужен наш друг МЧС…

А Толик у нас франт, оказывается. Вчера вечером побрился, помылся и вылил на себя столько одеколона, что сидеть за ужином на подветренной стороне невозможно было. Это он приготовился к встрече с корреспонденткой абаканской газеты «Шанс». Да, мы «попахиваем» от сырости и три дня не мывшись. А что стесняться? Это временно…

Уже на маршруте нашёл на себе Анатолий… клеща. Это они вчера слишком долго малиной и смородиной лакомились на береговых кустах. Вот клещи и выбрали Ивана да Толю себе на обед. К вечеру подошли к границе Хакасии. Я долго не мог понять, что означают серые пятна на поверхности Енисея, разглядывая дОма снимки из космоса. Тут определился – это большие поля плавающих стволов деревьев, ограниченные бонами.

Вечером после 18-ти подошли к Джойской Сосновке – бухта на правом берегу в семи км от Саяно-Шушенской ГЭС. Вдоль берегов стоит много дебаркадеров, моторных лодок и буксиров, типа «Ярославец». Проходя мимо одного из них под именем «Кан», увидели мужика, стоящего у лееров. Он пригласил нас в баню на причале-дебаркадере. Мы поблагодарили вежливо и прошли мимо. Поискали место на берегу для ночёвки, не нашли. Вернулись назад и воспользовались приглашением погреться в бане. Попарились. В прохладную воду ныряли прямо у стенки дебаркадера.

День рождения Ивана отпраздновали за столом в кают-компании дебаркадера, вкушая спирт, разбавленный водой из-за борта, и французский ликёр, привезённый из Парижа и подаренный нам Лерой Александровской ещё в Тольятти.

К ночи подъехали три парня, попросились у Володи (мужик, пригласивший нас) тоже в баню. Мы уже отужинали, и захотелось общения. Познакомились. Они живут в Черёмушках и работают на СШ ГЭС. Я озвучил проблему – сотовая связь тут работает с перебоями, а мне надо бы созвониться с Дмитрием, который завтра нас должен будет перевезти через ГЭС.

Они спросили: — А как фамилия Дмитрия?
Я ответил: — Мезенцев.
— Мезенцев! Димка! Так мы же с ним вместе работаем!
И позвонили по своему мобильному. Связь хоть и прерывалась, но весть о нашем приезде он услышал. И… приехал к нам в Джойскую Сосновку! Познакомились. Классный мужик оказался! Бывший десантник. Зам начальника службы безопасности ГЭС. Отзывчивый и ответственный – это я почувствовал сразу. Договорились, что они завтра приедут на двух машинах с другом…

23.07.2011г. Черёмушки
Вечер. Подходит к закату день очередной. Этот день запомнится встречей с Саяно-Шушенской ГЭС. Утром разобрали байдарки в транспортное положение, высушили вещи – благо, погода с утра установилась солнечная. В 12 часов подъехал Дмитрий с другом на иномарках. Дима в своей Тойоте-Ланд-Крузер сделал багажное отделение, сложив задние сиденья, и мы почти все свои вещи (байдарки и рюкзаки) загрузили к нему. Просёлочная дорога в объезд заняла минут тридцать. Видели лесовозы, которые натружено делают свою работу – из затона возят стволы деревьев в ближайший овраг, где их бульдозерами засыпают глиной. Это у нас так утилизируют лес, плавающий на Енисее. У въезда в зону ГЭС оборудован шлагбаум, стоит военный с автоматом проверяет пропуска.

Заехали на смотровую площадку, и ОНА нам открылась всем своим грандиозным видом – Саяно-Шушенская ГЭС! Сфотографировались. Полюбовались. Купили сувенирчики. И поехали к Черёмушкам. Разгрузились в городском парке на берегу у самой кромки заметно похолодевшей воды Енисея. За все предыдущие дни похода мы ещё не стояли на мягкой зелёной лужайке с клевером в окружении мощных раскидистых берёз. Только машины по шоссе чуть выше носятся взад-вперёд, да маленький теплоходик чуть ниже по течению ходит с левого берега на правый. Мы с Анатолием начали собирать байдарки, а Ваня и Валера пошли в город за свежим хлебом и пивом, чтобы отметить наш удачный объезд СШ ГЭС. Байдарки мы собрали, а наш удачный объезд СШ ГЭС отметили в Черёмушках… Ваня с Валерой. Пришли в лагерь часа через полтора, весёлые такие, и давай нам рассказывать, какой красивый город строителей ГЭС. Весь праздничный день испортили…
На вечернем совсем не праздничном ужине Алла пропела в нашу честь, сочинённую Валерой песню «От Волги – Енисею», мы даже пытались подпевать, но получилось не очень…

Краткая информация о Саяно-Шушенской ГЭС.
1963 – год начала строительства.
1978 – год пуска первого гидроагрегата.
1985 – год пуска последнего десятого гидроагрегата.
2000 – год официального завершения строительства.
194 метра – расчётный напор воды.
10 х 640 МВт – мощность гидрогенераторов.
245 метров – высота плотины.
1074 метра – длина плотины.
СШ ГЭС – крупнейшая по установленной мощности электростанция России, шестая – среди ныне действующих гидростанций в мире. В ходе строительства и эксплуатации ГЭС имели место проблемы, связанные с разрушением водосбросных сооружений и образованием трещин в плотине, впоследствии успешно решённые. Для аварийного водосброса воды при паводках в 2005 году начато строительство берегового водосброса стоимость 5,5 млрд. руб. Гидравлические испытания водосброса были проведены в сентябре 2010 года.

17 августа 2009 года на станции произошла крупнейшая в истории отечественной гидроэнергетики авария, ставшая причиной гибели 75 человек. Восстановление СШ ГЭС должно быть завершено в 2014 году.

В зоне затопления водохранилища находилось более 3 млн. куб. метров древесины. В связи с труднодоступностью лесных массивов было принято решение о затоплении данной древесины в водохранилище на корню. За время эксплуатации водохранилища более 2 млн. куб. метров затопленной древесины всплыла на поверхность, после чего около 0,6 млн. куб. метров в следствии намокания вновь затонуло.

24.07.2011г. На перекате
Отходим в 9.00 вверх по течению – для полноты ощущений, пойдём взглянем ещё раз на СШ ГЭС с воды Енисея…
=10.00= Даже ради этих минут стоили идти по Енисею! Вид красавицы СШ ГЭС впечатлил ещё раз! Мы восхищены творением рук человеческих! Минуты счастья – вот они! Серое тело плотины, высотой 240 метров, очень гармонично вписалось в почти отвесные берега, поросшие лесом. Не хочется даже уходить… Но – надо! Пошли вниз по еле заметному течению.

Майнскую ГЭС увидели после очередного обхода очередного мыса. Над водой ровная полоска серого бетона, по которой взад-вперёд снуют машины. Подошли по правому берегу. Разгрузили байдарки. Каждый сделал по три ходки – метров 500 обнос. Майнская ГЭС построена для регулирования водного потока вниз по течению при работе СШ ГЭС.

На ходу по сотовому договорились с Дмитрием Мезенцевым о месте встречи в Майне – он там праздновал день рождения родственницы. Встретились у бывшей пристани посёлка – мы как раз должны были перекусить. Я его пригласил в «Золотую рыбку» и мы вместе перешли на правый берег Енисея и обратно. Гребёт Дима профессионально — обучать не пришлось. Поговорили обо всём понемногу. Команда, чувствовалось, уже сдружилась с хорошим человеком. Толик подарил ему флажок Санкт-Петербурга и мой старый флажок ППШ с изображением бегемотика, который был с нами на Оби. Дима оставил нам в бортовом журнале запись:

«24.07.2011г. С наилучшими пожеланиями от работников СШ ГЭС и жителей Хакасии команде «Енисей-2011»! Успехов, крепкого сибирского здоровья!!!» — и вручил 2 банки домашнего варенья и водку «Хакасия». Сфотографировались. Душевно распрощались. И мы пошли вниз по течению. Течение хорошее. На перекатах километров 10 в час.

Встали на ночлег пораньше за пять км до Саяногорска – на сегодня впечатлений более чем достаточно. Енисей весело шумит на перекате. Поставил на ночь три косынки. А вот на блесну что-то не очень хотелось рыбачить, да и дежурный я сегодня – некогда. На левом берегу по шоссе время от времени шумят машины. Саяны завтра закончатся – пойдут степи с иными берегами и видами. Ложусь спать пораньше – все уже около часа спят, утомлённые…

Часть 1 здесь, часть 2 с фотографиями — тут, часть 3 размещена вот здесь, часть 4 — тут, а часть 5 — здесь.