25.07.2011г. Шушенское
Ночью снились разные сны, даже цветные. Утром сварил традиционные макароны по-флотски и в 8.00 с удовольствием негромко, но твёрдо произнёс: — Подъём! Через пять минут завтрак!
В 9.00 стартанули.
Предполагаем зайти в Саяногорск и купить свежего хлеба и кое-чего из продуктов. В косынках, поставленных вчера, оказались только водоросли. Какое удовольствие идти, работая вёслами без особого напряжения, по течению! Шум перекатов настраивает на повышенное внимание, красивые виды отступающих вдаль гор хочется запомнить навсегда, а за очередным поворотом реки очередной прекрасный вид Хакасии – левый берег и Красноярского края – правый берег…
=10.00= Как-то неожиданно закончились горы Саяны — Саяногорск стоит уже на равнине. Как-то неожиданно… мы его — город — проскочили. Идём протокой мимо дач и коттеджей уже за городом. Течение хорошее – около 7 км в час. Так что сегодня опять сделаем большой дневной переход.
Яркое впечатление оставил вид на водозабор Саяногорска. Такое чувство возникло, что ЭТУ картинку я уже однажды видел! И реку, и гору, и здание водозабора. Трубы от реки идут вверх на гору, чтобы потом уже под «естественным» давлением наполнить водопровод города.
По левому берегу насыпают новую дорогу выше по склону берега параллельно старой — до водозабора она уже построена и асфальт уложен. Много новой дорожной техники, катки взад-вперёд перемещаются, самосвалы снуют, народ в ярких оранжевых накидках в 9 утра не стоит без дела – видно деньги вкладываются хорошие… (Из газет в поезде узнали, что дорога реконструируется для того, чтобы доставить по ней «колёса» на Саяно-Шушенскую ГЭС – «не было бы счастья, да несчастье помогло» местным жителям)
=23.40= По натуго натянутому тенту палатки стучат тяжёлые капли дождя. Это будет, наверное, первая ночь, когда я постараюсь не выглянуть из палатки, чтобы убедиться, что байдарки на месте. Если за наше четырёхчасовое отсутствие ничего не пропало днём, что может пропасть (ну, в смысле воровства) ночью?!
Шушенское запомнилось всем…
Фото.
Сегодня экскурсовод в мемориальном комплексе «Шушенское» процитировала Ленина, что «Шушенское – это край земли, потом Саяны и дальше – ничего». Слаб был в географии Владимир Ильич. Я не удержался и позволил себе реплику, что не согласен с Ульяновым — за Саянами ещё есть Тыва! Оказалось, что экскурсовод из… Тывы.
Поговорили немного про Тыву. Вообще же музей-заповедник оставил хорошее впечатление. Как будто побывали в старинной деревне. Что касается «вождя мирового пролетариата», то я себя уже давно «под Ленина не чищу», как известный пролетарский поэт, хотя на даче в беседке на стене и висит портрет «вождя», писанный маслом – готов поменять на такого же размера пейзаж с рекой. «Святость» Владимира Ильича ещё более принизилась сегодня. В ссылке за свою революционную деятельность жил В.И. с Надеждой Константиновной в большом доме, за аренду которого платили они купцу 4 рубля в месяц из 8 положенных Ульянову, как политическому ссыльному. Крыльцо дома украшают колонны. Жили не бедно и без лишений. Сейчас так живут на селе зажиточные крестьяне. В служанках у них была 15-летняя местная девчушка, которая жила в этом же доме, но в маленькой комнатёнке за печью. Представьте картину: В.И. и Н.К. с друзьями катаются на коньках по льду реки Шуши, а эта девчушка моет полы в большом доме, стирает, варит…
После прогулки, плотно покушав, Ленин садится за письменный стол и пишет очередной исторический документ, призывающий «к освобождению рабочего класса!»…
Утром произошёл эпизод, меня поразивший. На одном из многочисленных перекатов за Саяногорском, наша «флотилия» попала в засасывающий влево в протоку поток. Мы с Иваном на «Золотой рыбке» напряглись вовремя и выгребли вправо в основное русло. Два экипажа «Жёлтая акула» (Валера и Алла) и «Касатка» (Анатолий) замешкались на секунды и не успели выйти за нами, попав в поток, уходящий в протоку. Наблюдаем картину с Иваном, сидя в байдарке, уходящей вниз по течению: гребут 2 экипажа против течения, напрягаясь из последних сил, но не могут преодолеть перекат…
Пример из арифметики:
7 км в час — скорость течения реки.
7 км в час – скорость байдарки в штилевую погоду.
Вопрос №1: какова скорость байдарки идущей против течения, относительно берегов?
Ответ: скорость байдарки относительно берегов 0 км в час.
Вопрос №2: можно ли перейти на байдарке с одного берега на другой при таком соотношении скоростей?
Ответ: можно, если сделать переход по правилам «водного траверса», т.е. идти против течения, направляя нос байдарки под небольшим углом к берегу.
«Картину маслом» мы с Иваном наблюдали долго. Толик, мгновенно оценив ситуацию правильно — профессиональный моряк (!), после нескольких секунд гребли против течения, махнул веслом и ушёл вниз по течению в рукав. Экипаж же «Жёлтой акулы», выполняя твёрдо установку накануне – на перекатах идти за мной в кильватер, решил выгрести против течения! Замечу, что очень важно, решение принимал и выполнял капитан Валера, Алла только бессильно пыталась убедить капитана, что он не прав.
Над древним Енисеем долетали до нас эхом, постепенно угасая, слова народного фольклора, простонародные названия женских и мужских половых органов, животных, перечисления ближайших родственников и какие-то нечленораздельные междометия. На видео остался эпизод с еле слышным «диалогом» экипажа. Нашу байдарку всё дальше уносило течением, а «Жёлтая акула» стояла посреди протоки на месте, как вкопанная. Только четыре лопасти вёсел с периодом два взмаха в секунду мелькали в воздухе и упорно загребали воду. Байдарка стояла на месте относительно всего: берега, деревьев и чаек на берегу, кроме потока воды, проходящего под нею со скоростью 7 км в час. Чтобы Валера устал, потребовалось минут десять. Алла поняла всю бессмысленность гребли на месте гораздо раньше…
Отдрейфовав с километр, мы потеряли всех из виду и вынужденно встали на мысу, откуда были видны и та, и другая протоки. Через минуту-другую я с удивлением пронаблюдал, как Толик вдоль левого берега… прошёл дальше, ритмично взмахивая вёслами. Минут через пять в той же протоке показались и Алла с Валерой. Мы тоже отчалили и вместе пошли вниз по течению, не спрашивая, почему экипаж «Жёлтой акулы» сразу не пошёл за «Касаткой» — «мать-перемать», слышанные недавно, видно было, ещё не выветрились из голов туристов-велосипедистов.
Через пару десятков минут я начал искать глазами Толю по берегам и на глади Енисея. А Толи нигде не было! Проплывая мимо стоящего на берегу рыбака, спросили:
— А…?
Рыбак, не дожидаясь окончания вопроса, ответил:
— А ваш проплыл мимо минут пять назад. Во-он туда поплыл.
Идём дальше. Второй рыбак на наш вопрос:
— Удачной рыбалки! А мимо Вас проплывал наш товарищ на байдарке? – ответил:
— Да, проплыл. Минут десять назад. Во-он туда поплыл.
Я понял, что Толик ускоряется и нам его просто так не догнать. Чтобы снять стресс, пошутил вслух:
— У Толика в голове сейчас лишь одна мысль победила все другие. Только одна она, мысль, что мы впереди (почему-то?!) и нас надо догнать, мечется у Толи в голове, отскакивая от черепушки. Мысль, что мы позади него, была задавлена ещё в зародыше и, поэтому, напрочь отсутствует в черепе. Давайте назовём это «заболевание дальних походов» — синдром одной мысли (СОМ)!
Прошли рядом с девушкой, сидящей на берегу у палаток и что-то записывающей в тетрадку. Спросили про нашего «летучего питерца». Девушка ответила, что… не видела! Опочки. Приплыли! И где же он спрятался между рыбаком и девушкой – протока была ведь одна и широкая?
Через три перехода с перекусом, вновь я обратился мысленно к Природе с просьбой о том, чтобы Толик не потерялся. Уже и кричать начали в пространство… Показалась на правом берегу деревня Очуры, а за деревней – разливается Енисей широкой рекою вдаль до самого горизонта. Присмотрелся я к берегу, на котором стоит деревня, а на фоне берега, вроде как птица крыльями машет, да так ритмично одним-другим, одним-другим. Закричал я дико на всю округу: — То-олик! Сто-ой! — Лишь со второго раза услышал «боцман» крик и перестал махать вёслами…
Оказалось, мой друг с детства Толик Колосов подумал, что мы ушли на двух байдарках вниз по течению, не дождавшись его из протоки. Подумал, что бросил я его – пусть мол, догоняет. А отрицательные ответы двух рыбаков на его вопрос о прохождении двух байдарок его нисколько не смутили – он подумал, что мы прошли другой протокой. А девушку, сидящую на берегу с тетрадкой он видел, но беспокоить не стал – зачем отвлекать от работы студентку и так ведь понятно, что мы прошли другой протокой (которой там не было!). СОМ – синдром одной мысли даёт о себе знать в дальних походах, и не только в дальних, и не только в походах…
…А какую переправу вброд табуна лошадей мы видели сегодня, видели и сняли на фото и видео. ЭТА картина останется в памяти на всю жизнь! Но хочу уже спать. Друзья похрапывают. Я тоже не железный. Завтра допишу… Время =00.49=
Часть 1 здесь, часть 2 с фотографиями — тут, часть 3 размещена вот здесь, часть 4 — тут, часть 5 — здесь, а часть 6 вот тут.
Комментарии (10)
999
Байкальские дневники — ещё лучше!
Shesterin
Zoom-Zoom
А революции не будет — чёткой цели нет. Жалко народ, кричащий в толпе на площадях…
Против Путина — так проголосуйте 4 марта за любого другого.
Впрочем, я отвлёкся…
Shesterin
Zoom-Zoom
В 2003-м году командой 12 человек прошли Сухоной-Северной Двиной 1280 км от Вологды до Архангельска.
В 2012-м готовлю поход от Архангельска до С.-Петербурга 1300 км…
Shesterin
Zoom-Zoom
Описание и некоторые фото могу прислать во вложенном файле, если интересно. А можно и встретиться — все фото посмотреть. Места там замечательные и исторические. Вотчина Деда Мороза, Холмогоры, Ломоносово, Архангельск, деревни, музеи…
Shesterin
Люблю русский Север.
Zoom-Zoom
Приглашаю в 2012-м с нами на Белое море, Онегу и Ладогу!
Shesterin
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.