Родители будущих тольяттинских первоклассников занимают очереди для записи в ту или иную школу с ночи, пишет «Площадь свободы». Почему? А потому, что департамент образования мэрии Тольятти, возглавляемый Татьяной Любич и подконтрольный Ирине Кочукиной заместителю мэра Анатолия Пушкова по социальным вопросам, произвольно нарезал школам максимальные квоты первых классов. Порой сразу 50-60 человек хотят отдать детей в то или иное учебное заведение, но строгий приказ департамента разрешает принять только 20-25. Зачем? Попробуем выстроить версию.
Напомним: в настоящее время школы находятся на «подушевом» финансировании. Чем больше в школе учеников, тем больше она получает бюджетных средств. Не будем спорить о правильности такой системы. Главный смысл ее введения, как указывали в свое время, был в том, чтобы заставить школы конкурировать за учеников.
Таким образом, директора школ были заинтересованы в том, чтобы строить долговременную политику, ценить кадры (насколько это было возможно), контролировать качество образования. В итоге отдельные школы за последние десять-пятнадцать лет вышли в лидеры. Нередки ситуации, когда, имея в начале 1990-х по тысяче учеников, две соседствующие школы входили в XXI век уже с соотношениями вроде 300-800. В общем, выше имидж — больше учеников и больше денег, как указано выше.
Немудрено, поэтому, что школы, высоко «котирующиеся» у жителей расположенных неподалеку домов, привлекают гораздо больше родителей, желающих устроить детей в первый класс. Казалось бы — что тут плохого? Подали заявление сразу 100 человек — делайте четыре класса по 25. Но не тут-то было!
Ирина Кочукина в комментарии «Площади свободы» оправдывается санитарными нормами: мол, «лишние» первоклассники могут не поместиться в школы. Трудно придумать более нелепого оправдания. Подавляющее большинство школ города наполнено гораздо меньше норм. О чем говорить, если для средних и старших классов (дети 1990-х годов рождения) хронически не хватает учеников в силу демографической статистики?
Так зачем же устраивать квоты, нарушая при этом и права родителей на свободный выбор школы для своего ребенка, и права школ, годами зарабатывавших авторитет и честно завоевавших уважение?
Складывается впечатление, что, создавая искусственные ограничения, отдельные сотрудники мэрии Тольятти готовятся встроить школы города примерно в ту же схему, по которой сейчас работают детские сады: есть якобы
«честная электронная» очередь, в которую мало кто верит, и множество примеров устройства ребенка в садик за взятку.
Всем понятно, что десятки тысяч нынешних детсадовцев (и совсем маленьких детей, еще только стоящих на очереди в детский сад) в ближайшие годы пополнят ряды первоклассников, что количество первых классов будет бурно расти. И вот тут-то можно, почти как в свое время российские императоры раздавали за верную службу деревни с крепостными крестьянами, раздавать квоты на первые классы школам, с директорами которых у мэрии налажена не обычная профессиональная, а еще и «распильно-откатная» связь.
Это, конечно, только версия. Может быть, на самом деле за введением квот на первые классы таится благая цель. Но, увы, эта благая цель явно пока не просматривается.
Комментарии (26)
angry_hungry
или это общая тенденция, сажать на управление буратину, который имитирует бурную деятельность путем нарезания вот таких идиотских квот?
в свое время ходил в первый класс с литерой «К». количество первоклашек можете посчитать без труда.
nazxul
Каждую весну все школы подают заявки на предварительное комплектование. В ней указывается и количество будущий первый классов которые школы может открыть. И здесь все зависит уже от возможностей школы. Так, например, 57 лецей и рад бы был открыть хоть 7 первый классов (желающие есть, так по предварительным заявлениям на подготовительных курсах было около 300 человек), но в этом году реально могут открыть только три первых класса (3x25= 75 человек) из-за катастрофической нехватки помещений. И это уже хорошо, так как в этом году выпускается только один 11-класс, а берут три первых.
Проблема, как видите, касается только статусных учебных заведений. Обычные школы в старых кварталах, как правило, полупустые, но туда нет желающих. Вот здесь табличка о количестве поданных заявлений и свободных мест по всем школам. Сами можете все увидеть. Я эту табличку отслеживал в реальном времени в первый день и могу сказать, что статусные МОУ уже через три часа имели полностью заполненные квоты.
Никакого реального выхода из сложившейся ситуации по статусным учебным заведениям (лицеи и гимназии) не существует. А для обычных школ такой проблемы нет.
По 57 лицею единственным вариантом могло бы быть решение об освобождении Альянсом занимаемого ими двухэтажного здания на территории лицея и переводе их в какую-нибудь полупустую школу. Если будет принято такое решение, то вполне можно было бы открыть ещё дополнительные классы. Но будет ли принято такое решение? Вот завтра в 57 лицей ожидается прибытие самого мэра Анатолия Пушкова, но не думаю, что сей визит как-то сдвинет решение давней проблемы в нужном направлении. По остальным статусным МОУ мне ситуация неизвестна, но думаю, что причины те же.
Существует другая проблема. Это дети которые отучились на подготовительных курсах и в силу того, первого числа родители некоторых из них нес могли вовремя занять очередь (например с вечера), то ряд статусных заведений уже попали дети родителей, которые не соизволили заранее привести ребенка, записать его на курсы именнно к тому учителю, который будет с ними работать в первом классе. Вроде бы ничего страшного, дети есть дети, но это нехорошо по отношению к тем кто стремился, готовился… и вдруг их раз и отодвинули.
zh-tlt
Еще как обычным школам «режут» квоты (некоторым), хотя и места, и возможности есть.
«запланировано мест» — это именно квота, хотя сами школы могут иметь и возможности, и желания привлечь больше первоклассников.
angry_hungry
К тому же, есть ещё один момент общая наполняемость школы по лицензии (и опять же она придумана не на местном уровне, а на федеральном). Поэтому вполне возможна ситуация, что в какой-то школе, даже в обычной, могли бы открыть пару лишних первых классов, но у них допустим уже общая наполняемость зашкаливает. Поэтому вполне естественно, что количество открываемых новых классов будет резаться.
И не забывайте, это сейчас родители готовы сажать детей хоть на головы друг другу, — лишь бы взяли. А вот когда возьмут, то всегда найдется кто-то, кто начнет писать жалобы в прокуратуру, мол почему так тесно в классах, почему уроки физкультуры проводят в актовом зале и т.д.
zh-tlt
7 10 32 40 54 58 63 90 93 94
В то же время есть школы, вроде 65, 75, 91 куда, похоже, родителей только из-под палки загнать можно.
Где логика?
Что до общей наполняемости школы по лицензии — ну не наполнены большинство из них. Детей в сравнении с советскими временами мало, а школы, в отличие от детсадов, коммерческим фирмам не отдавали массово.
angry_hungry
Факты?
Вы не учитываете, что поменялись образовательные стандарты, всвязи с чем уменьшилась общая наполняемость по лицензии. Когда в самых верхах решают увеличить количество уроков физькультуры никто же не думает, что новые спорт залы, музыкальные кабинеты и прочее вот так вот из ниоткуда не возьмутся. Вы просто не в теме и не знаете как на самом деле
живутвыживают школы.Так что логика все же есть. Причем самая простая — сохранить свое место в департаменте, место директора школы, не нарушая федеральных нормативов и стандартов.
В советские времена смело сажали 40 и более детей в класс. А сейчас за это могут либо снять с должности, либо элементарно посадить, но уже директора и не за парту, а на нары.
zh-tlt
Я не берусь утверждать это по каждой отдельной школе, приведенной вами, ибо просто не владею информацией, как о географическом их месторасположении, так и об их статусе и наполняемости (реальной и нормативной). Но в целом, здесь столько факторов, что трудно заранее все просчитать.
zh-tlt
Почему им надо навязывать нормы сверху?
angry_hungry
Более того, сейчас большие проблемы с выпускниками 9-х классов. ибо многие из них желают остаться в 10-11 классах, а не идти в техникумы и каблухи. Если предыдущие годы все школы как-то умудрялись оболдусов 9-классников выпихивать, сокращая количество классов и получая возможность набрать больше первых классов, то с каждым годом это все тяжелее и тяжелее. Ибо родители стали грамотными, у детей и родителей полно амбиций — все хотят учиться в ВУЗах, стали изучать законы и стали понимать, что если они не заберут документы после окончания 9-го класса, то школа никуда не денется — она будет вынуждена взять чадо в 10 класс.
Вот вам и ещё одна причина нехватки мест для первашей — мало кто хочет получать нынешнее профессиональное образование в училищах и техникумах.
zh-tlt
Запрещают. Инфа 100%, от знакомых учителей.
angry_hungry
zh-tlt
angry_hungry
zh-tlt
Поэтому приказом департамента, набирается ровно столько детей, сколько утверждено предварительным комплектованием (с учетом всех как отдельных, так и общих нормативов), а всех остальным на заявлении сразу же пишется отказ и рекомендация куда можно отдать своего ребенка, благо по приведенной мной выше ссылке всегда можно сказать где есть свободные места (для первашей).
Да, по сути, в ночь с 31 марта на 1 апреля можно было наблюдать очереди возле статусных школ (как в старые застойные годы за гарнитуром или сапогами), но школы в этом не виноваты — им вообще рекомендовано было не вмешиваться, а начать прием заявлений в 8 утра 1 апреля и их регистрацию в электронной очереди.
Так что у всех были возможности попасть, но не все смогли отпроситься с работы… Казалось бы идиотизм полный, но что делать?
zh-tlt
Я бы боролась за место в школе по прикреплению, так как не хочу, что бы ребенок переходил дороги в соседний квартал
Ulitka
angry_hungry
Уже нет. И даже ранее, как я уже писал, все это решалось через департамент. Но если родители стояли до конца, то естественно их ребенок попадал в нужную школу по месту жительства. Для этого детей специально регистрировали поближе к нужной школе.
Но с этого года все не так. И это не решение чиновников департамента. Это требование прокуратуры. С этого года ВСЕ равны.
zh-tlt
angry_hungry
А теперь представьте себе ситуацию. Учитель будущего первого класса статусной школы целый год готовил себе класс, по-хорошему рекомендуя родителям слабых детей заранее подыскать что-то более подходящее, и вот под конец года класс по сути готов и подготовлен. И вот 1 апреля часть этих детей к нему непопадают (родители не смогли занять очередь, отпроситься с работы), а жители ближайших домов зная по прошлым годам, что их обазаны типа взять и так, нисколько не забочась о том насколько комфортно ребенку будет в этой сильной школе (лишь бы себе удобно было), просто подошли с раннего утра, заняли очередь и… о чудо… благодаря нововедениям прокуратуры попали в уже по-сути сформироанный класс. И как ребенок будет себя потом чувствовать? Как учителю работать? А программа статусных заведений значительно выше и сложнее.
Поэтому, считаю, что впервую очередь для статусных заведений шансы должны быть у тех, кто учился на курсах, а уже потом у всех остальных. При этом не должно быть такого, что в квартале одни лицеи и гимназии, и чтобы попасть в обычную школу нужно переходить много дорог. Но это уже проблемы департамента при лицензировании и акредитации на особый статус.
zh-tlt
Ulitka
И раз статусные школы существуют, раз там особая подготовка и особые требования, то как туда принимать детей в условиях высокого конкурса?
Можно было бы через тестирование на общих основаниях. Тогда не понадобились бы никакие подготовительные курсы — это уже была бы не проблема школы, а проблема родителей подготовить ребенка к школе. Тогда бы ВСЕ на равных условиях участвовали бы в тестировании. Но тестирование запрещено законом. Как же быть тогда статусным школам? Кого брать когда желающих 3-5 раз больше?
Именно по этой причине чтобы хоть как-то отобрать детей (раз столько желающих, то почему бы не отбирать тех, кто действительно сможет и будет учиться) и были придуманы подготовительные курсы (это раньше в советские времена они просто готовили ребенка к школе, а сейчас нет… сейчас это дополнительный шанс попасть в нужную школу). И все статусные школы все годы готовили себе детей. Но такой подход в приемке был непрозрачным, всегда можно было пропихнуть «своих». И с этим надо было как-то бороться, чтобы соблюсти хоть какую-то честность в рамках закона.
Не придумав ничего нового с этого года прокуратура обязала Департамент образования и всех директоров школ принимать ВСЕХ детей на равных условиях (при этом наплевав на то, что учителя тратили силы и время на подготовку детей… да за деньги, но поверьте — это не самые большие деньги для них, а родители тратили деньги на подготовку).
Что же будет дальше? Если департамент образования не разродится какими-либо узаконенными правилами приемки в школу, особенно в статусные заведения, то на следующий год в ночь с 31 марта на 1 апреля будут куда более ожесточенные схватки между родителями, между уже сплоченными родителями с подготовительных курсов и разрозненными живущими поблизости. Это в том году о новых правилах никто заранее не знал, даже школы узнали об этом буквально за два дня.А на следующий год ВСЕ заранее подготовятся… Одного водомета пожалуй не хватит у властей.
zh-tlt
ds_aka_revenant
Beauty_Beast
ds_aka_revenant
Если там общее превышение по количеству детей, то не дать открыть первый класс не имеют права и тут уже многое зависит от инициативы родителей. Нужно пугать прокуратурой прежде всего тогда, ибо сейчас её внимания и Департамент и директора больше всего боятся. Ну а если есть хоть какая-то правовая база для невозможности открытия в 63 школе ещё одного первого класса, то тут уже бесполезно куда-либо жаловаться будет.
zh-tlt
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.