Вы пользуетесь устаревшей версией интернет браузера, администрация сайта TltTimes не гарантирует корректную работу сайта в Вашем браузере. Скачайте последнюю версию любого популярного браузера:
А почему мы считаем, что постоянная «оценка состояния комптентности» — необычное явление?..
Не только обычное, но и, с моей точки зрения, должное.
Не должно же быть быть как ранее: «Закончил работу -проверь качество».
Официальная позиция Рособорнадзора в лице хорошо известного мне Сергея Кравцова заявлена следующая: «результаты оценочных процедур должны влиять на формирование системы учительского роста, а также на содержание образовательных программ. Разработка Национальной системы учительского роста, позволяющей установить уровень квалификации педагогов, должна быть закончена к 15 июня» (Источник: www.menobr.ru/news/58708-rosobrnadzor-issleduet-kompetentsii-uchiteley-russkogo-yazyka-literatury-i-matematiki).
Глава этого ведомства заявляет, что «цель и задачи контрольно-надзорной деятельности в образовании должны быть определены как развитие».
Ну и слава Богу!!! Раз так заявляют… Как будет на деле жизнь покажет…
Компетенции — это то, что надо постоянно оценивать, сверять. И да, принимать решения. Но не только кадровые.
В первую очередь, содержательно-методические. Т.е. тем самым стимулировать педагогов на саморазвитие, а не увольнять.
Я бы относилась к оценке компетенций как к образовательному инструменту повышения собственной квалификации.
Раз в пять лет, даже раз в три года проходить оценку и повышение квалификации — это же ничтожно редко.
Мир сейчас меняется намного быстрее.
В первую очередь, на современность.
Простите, писала быстро. Две последние строки перед постскриптумом — лишнее.
Просьба администраторам сайта — сделать возможность редактирования собственных постов после их опубликования...;)
Бюджетные места пока никто не отменял. Так что официально таких планов нет.
Другое дело, что бюджетных мест будет становится меньше и попасть на них в будущем будет все сложнее и сложнее — с т.з. требований.
Ну дык это и есть хорошо.
Высшее образование и не должно быть обязательным цензом.
Пожалуйста — получайте рабочие профессии, сейчас в это вкладывают много сил и денег.
Один конкурс WorldSkills чего стоит.
Что касается высшего образование — это особая линейка компетенций метапрофесиональной работы, способность абстрагироваться от профессии, обобщать, осушествлять проетно-аналитические и иные задачи.
Это нужно не всем.
И кому это нужно — должны за это и бороться.
Другое дело, почему именно и только «деньги родителей».
Тему одаренных и способных никто не отменял.
Опять-таки, нам необходимо осваивать сектор частных инвестиций, грантов.
И путь получения хорошего высшего образования — это путь через вышеупомянутые достижения (конкурсы, олимпиады и пр.).
Необходимо давно уже развеять миф о высшем образовании и различить разные образовательные задачи, которые решаются на разных образовательных уровнях.
Тренд сегодняшнего дня — это тренд освоение хорошей профессии.
И если высшее образование «раскручено», то сегодня необходимо раскручивать «хорошую рабочую профессию».
А про «бесплатный сыр только в мышеловке» — мое отношение к этому читатели слышали уже не раз.
Либо через «пот и слезы», либо через кошелек.
Tertium non datum.
3. Темы ТОРа (территории опережающего развития) и опорного университета ушли с информационных «радаров». Если Вы в курсе, что-то там еще с ними происходит?
С информационных радаров уходит то, что не является нашей личной темой, а что было задано извне. Как бы вынужденно.
Так и с этими темами.
Если бы для города была важна тема ТОР — он бы ее мусолил как мог.
То же самое и с темой опорного университета.
Но есть ли заказчики на эти темы? Кто они?..
По теме ТОР — принято решение. Теперь жизнь перешла в режим ожидания административных решений. И, видимо, и город, их ждет как «манны».
Создана Игорем Шуваловым группа в сети «Вконтакте» «Диалог 319» (https://vk.com/dialog319), где обсуждаются инициативы и проекты, связанные с развитием бизнеса и созданием благоприятной среды в российских моногородах, в т.ч. проект ТОР. Заявленная цель группы — «сделать родные и любимые города местом, где хочется жить».
Что касается проекта «Опорный региональный университет» — в Москве идет наиактивнейшая работа университетов, попавших в первый пул таких университетов, они защищают свои заявки, доделывают программы. Буквально на прошедшей неделе в МШУ «Сколково» прошло совещание с лидерами этих университетов. Среди них был и Самарских политех во главе с ректором Быковым, который также ведет очень активную и чуть ли не ежедневную работу по разработки проекта программы опорного университета Самарской области.
Что касается опорного университета в Тольятти шанс еще такой есть.
Но при одном условии — если будут телодвижения от «заказчиков» этой темы.
Ректора молчат (я говорю разрезе федерального «экрана»).
Видимо, у них есть более сильные и длинные программы собственного выживания… А то и развития…
2. С 2017 года победители и призеры международных и всероссийских конкурсов и олимпиад будут получать денежное вознаграждение (1250 премий по 60 т.р., 4100 премий по 30 т.р.). Ваше мнение по этому поводу?
По этому вопросу я давно определена.
Я против прямой монетарной поддержки образовательных достижений детей.
Я считаю, что лучшая мотивация «подсадить ребенка на крючок» собственного интеллектуального и метафизического успеха — это «конкурс ради следующего конкурса», «победа ради следующей победы».
Поясню…
Считаю куда более продуктивным, если бы победы в олимпиадах и конкурсах давали ребенку путевку в новую жизнь, а не за новой материей.
Победил на олимпиаде региональной — едешь на следующий уровень, причем с более высокими требованиями, победил там — едешь на конкурс мирового уровня, где представляешь себя, свою рарбаотку, страну, причем на иностранном языке и пр.
Победил там — получаешь билет в Бауманку / MIT / Stanford — это я образно…
Это то, что прививает ребенку ценность собственной работы, дает ему признание в профессиональной сфере, что очень важно, вырисовывает ему новые траектории развития и движения, что не всегда возможно в семье, даже в которой есть деньги.
Ну в крайнем случае, вручайте уж в качестве приза гаджеты последних достижений… — беспилотный дрон от Apple, последний ультрабук, конструкторы программируемых роботов типа Lego или другие (их уйма -http://proghouse.ru/article-box/26-robots)… Это то, что явится инструментом для дальнейшего развития ребенка. А не временной «развлекухой».
Ну мы же понимаем, что это и стоит дороже, чем все эти денежные призы, заявленные образовательными федералами.
Что это значит?
Это ведь значит только одно, что не умеем мы работать с инвесторами, не ведем с ними диалогов, не позиционируем систему образования как инструмент развития и источник богатства. Легче из бюджета выделить 30 тысяч рублей…
Интересно, знают ли чиновники, сколько стоит хороший компьютер?..
1. Опыт Москвы, где за 2 года в 4 раза было сокращено количество школ, Правительством признан удачным и пригодным для распространения в регионах. Как Вы оцениваете такой подход к реформированию образования? К чему такие изменения имею отношение? К качеству образования? К оптимизации расходов? К повышению профессионализма учителей?
По этому вопросу начну патетично: по-моему, это Отто фон Бисмарк сказал: «Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы»…
Я бесповоротно убеждена в этом тезисе.
Второе, что скажу, это тоже то, в чем я уверенна и что я понимаю: «инцидент» сокращения школ — следствие отсутствия стратегии, в которой роль образования (по мне) должна быть определяющей и задающей границы возможноти развития общества.
Такой стратегии сегодня нет. Нет и государственного / регионального / городского заказа на образования.
Далее если подробнее.
Рефора сокращения количества школ в Москве — это прододжение линии оптимизации бюджетных расходов.
Управлять разнообразием мы уже давно не умеем.
Ничего иного не происходит ни в университетской среде, ни в банковской, ни в других — укрупнить, объединить, гомогенизировать.
Правительство Москвы фактически обосновало эту «реформу» тем, что «каждый московский ребенок (если он не инвалид и не больной) с равными потребностями и возможностями имеет право получить на свое образование от города равный ресурс». Т.е. это курс на выравнивание образованиетльных воможностей.
Давно ли вы видели равных детей? Равные семьи? Равные способности? равное будущее?.. Мир — это разнообразие…
Но дело в том, что раньше у «особых» школ были и особые коэффициенты, повышающие финансирование, но все они были отменены.
Что делать школам?
Либо входить в «пилотную реформу» по оптимизации и менять тем самым свои подходы, либо самостоятельно принимать решение о банкротстве или слиянии с другиим школами.
Что этим теряется?
Теряется особенность образовательной программы.
Теряется уникальность.
Но уникальность стоит денег.
И это явное указание сдвижки общества на то, что нужно расширять наши возможности по освоение небюджетного финансирования: формировать эндаумент-фонды, работать с частными инвесторами и пр.
Эта линия защитит от объединения и серости.
Отчасти я понимаюи разделяю мотивы такой «реформы» и наблюдала это и в нашем городе.
Есть школы, где уровень администраирование никакой и отсутсвуют всяческие компетенции руководства школой, зарабатывания денег и эффективной их траты.В результате плачвное состояние инфраструктуры, отношения к педагогам и пр. — в такую школу мне бы не хотелось отправить своих детей.
Но после объединения школы с другой школой, где руководство и администрирование значительно эффективнее и визуальный облик школы быстро менялся, ремонт, окна, тепло, нормальная еда.
Но это частности.
В целом надо понимать, что тянет за собой такая реформа:
1) Повторюсь — что саое важное для системы образовние — уравниловка образовательных программ и исключение уникальности.
2) Выходна «единый заказ» и в сфере школьного обеспеения, например, питания. В этой ситуации руководитель более не может влиять на качество школьного питания и вынужден заказывать у выигравших гос.контракт так называемое «бортовое питание», а там уж что будет… И есть, кстати, статистика, подтверждающая следы таких изменений — повышения уровня гастрозаболеваний у школьников московских школ и пр.
3) Урезание возможностей развития педагогических компетенций. Представьте, что вы крутой авиастроитель или летчик — но мест, где бы ваша компетенция могла восхваляться, поддерживаться и подогреваться нет. Работайте по-среднему… Понятно?..
Это еще один гвоздь в уже давно стоящий гроб пед.образования.
4) Несмоненно, это оптимизация бюджетных расходов, ибо деньги нужны на другое — ну не школы же!)))
Из позитивного:
5) Это вызов для системшкольного управления и, о чем я писала выше, курс на развитие небюджетного финансирования школ — и нам эту компетенцию нужно осваивать. Хочешь остаться на рынкесо своей уникальностью — уходи из гос.сектора, переходи в частный сектор. Учись.
6) Поиск нормальных руководителей, ибо некоторых рукокодителей я бы и сама с удовольствием снимала с должности и отбирала у них правло руководить школой, и пусть мне бы для этого пришлось лишиться школы, но это поиск, пусть и в сует, лучшего из двух зол.
И напоследок: я жду с всячески муссирую тему развития школьной системы управления и подготовки руководителей школ.
МШУ Сколково объявило программу подготовки ректоров вузов. А я надеюсь, что такая программа в скором времени появится и для руководителей школ с последующим принятием управленческих решений…
Дело в том, что
Вместе с тем, разнообразие в системе оразование — крайне важный фактор…
P.S. Прошу прощения за длинный ответ, но тема эта для меня щепетильная.
Это был ответ на вопрос от редакции 1. Есть предварительное решение Минэка РФ по приданию Тольятти статуса территории опережающего развития (ТОР). Что это решение значит для города? Кто из горожан больше остальных должен этому решению радоваться?
«Плевать» не на что не надо, равно как и меняться в сторону «бездушия».
Я как человек чуткий, наоборот, за душевность и небезразличие, в первую очередь, в системе образования…
Но, вместе с тем я не выступлю сторонником любого массового движения.
Я за индивидуальность, различение и допущение разных форм самореализации.
Именно разнообразие форм занятости и досуга определяет качество жизни.
Да и школьники и молодежь — это ведь та «каста», за которую ничего создавать не нужно. Это приниципиальный момент, я бы даже сказала понятийный. Школьники и молодежь — это те, кто должны жить согласно приниципу самоорганизации. Наши же задачи (я говорю в позиции инженера образования) создавать условия и траектории такой самоорганизации. И допускать ее.
В системе образования должно быть пространство самоорганизации досуговой, профессиональной деятельности, выбранной и организованной самой молодежью. Но эти «кружки», группы, коллективы мы должны признать частью системы, признавать и зачитывать их результаты и включать в систему общих достижений школьника, а не только диплом и листок ЕГЭ.
Создал фотокружок и привлек туда 10 человек, есть заказы и можешь абстрагировать (профессионально описать свой опыт) — отлично — получи «сертификат», запись в портфолио и пользуйся этим опытом по жизни. Я образно про фотокружок.
Совершенно необязательно для этого создавать «Российские движения»…
Что касается «прогноза востребованности специальностей будущего» — я его не проводила. Это делают спец.организации, к примеру, посмотрите это: www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (это очень интересный атлас профессий, сделанный не на пустом месте)…
«Газмпром, Роснефть и пр.» — это ведь не «специальности… Хотя и там случаются „прозрения))))
Но что касается будущего, я точно знаю, что такие компетенции как различение, понимание, способность вести людей и “рисовать» будущее, способность согласовывать различные интересы, способность проектировать, конструировать, создавать новые объекты — эти компетенции будут востребованы всегда!!! И именно им и надо учить.
Да нет же. Мы же с вами рассуждаем в плоскости идеального.
В школах ИМХО должно остаться то, о чем я писала выше.
В остальном должны быть признаны элементами системы те самые «мейкерспейсы», самообразование, т.е. неформальное образование (оплачиваемое личными / корпоративными / грантовыми средствами) и формальное признание его результатов.
Да чушь кончено, извините.
Не в смсыле сам фильм…
Но ведь показывать как обчзательное мы имеем право лишь то, что является элементом пропагандирования или продвижения нашей особой идеи.
А у тех, кто показывает, что, есть своя идея? Уних есть свой проект трансформации внутри системы образования?.. Так какое право к обязательному просмотру?
Очередное программирование, бессознательный «25 кадр». Дети наши уже благо не дураки и в «крошечку-хаврошечку» дано научились играть. Пропустят так же, как и все другое)))) За это я не беспокоюсь.
Куда бы лучше если б школах запустили проектную, практическую, аналитическую работу детей: пусть бы они сами снимали такие фильмы, их описывали, монтажировали, публиковали и обсуждали. На те темы, что интересны им, городу и пр. А не показ фильмов с попкорном.
Выбирайте те школы, у которых есть свои программы и замыслы. Да, у нас их очень мало, почти нет. Но это наш выбор.
А фильм даже обсуждать не хочу, их таких сотни. Это ни чем не выдается…
Если бы решение было за мной, то я бы только сужала круг платного образования: во времени, наборе компетенций, количестве служащих. Ибо я и изнутри системы и с наружи (как пользователь) вижу бессмысленность львиной доли пребывания в системе образования людей без должной мотивации. И саму систему, не дающие этих мотиваций. Это хорошо, если этот вопрос задает человек, у которого есть такая мотивация, и он за это радеет. Но в большинстве случаев дело обстоит иначе…
В поле бесплатного образования должно остаться:
а) чисто государственных заказ на «минимум» стандарта гражданина страны (что он долже понимать, уметь, разделять, быть лояльным и пр.) — к сожалению, такого заказа у нас в стране как осознанного нет, мы плывем в наследии гос.плана, который почему-то все еще должны выполнить в часах, предметах, уже не существующих в мире и пр. — Кому должны?..
б) Набор обязательных региональных заказов на профессиональные компетенции и навыки, необходимых для существования и развития региона.
в) работа с продвинутыми и одаренными (тем, кто хочет, может и тянется) — для этого их нужно постоянно осматривать, отсеивать и отдельно работать.
Все остальное за корпоративные и личные деньги.
Тогда оно будет желаемо, осознанно и другие образом оценено.
3. В американских школах создаются «мейкерспейсы» — творческие лаборатории. Какова их задача?
Надо сказать, что в исторической практике российского образования «мейкерспейсы» существуют уже давно.
Проблема лишь в том, что они самостийны и не признаются номенклатурой образования в своем разнообразии.
Что такое мейкерспейс? Фактически, это творческие лаборатории, пространства технического и другого творчества.
Т.е. воплощение практикоориентированного образования — мест освоения практических компетенций и проф. навыков за рамками формального образования.
Раньше у нас всегда были кружки, подвали по конструированию багги и иного, гаражи и пр.
Они есть и сейчас. То, что делают этим актом американцы — они говорят, мы признаем это как элемент системы и будем засчитывать вам результаты этой деятельности в рамках результатов образования и признавать для вашей дельнейшей траектории образования и карьеры.
Тем самым они поощряют эту волну, будущих Джобсов в их гаражах, а не навешивая все подряд задачи на государственную систему образования, которая просто не способна все эти задачи решить в силу особенностей своего устройства и гибкости.
Мы же пока идем путем питекантропов — мы поддерживаем лишь те инициативы, которые поддержаны государством, требуют больших и длинных процедур по утверждению, финансированию и пр. ЦМИТы, кружки в Технопарках — это все пока клоны государственной системы образования В реальности же кружковое движение по природе иное. Это как частные детские сады — нужно допустить их разнообразие по размерам, формам, статусу и и проверять и контролировать их качество… Не просто допустить на рынок частников, но сделть их элементов системы образования, наделяя их статусом, ресурсами, возможностями.
Масштаб мотивации детей к творчеству, инженерном делу, конструированию, созидательству, успешным результатам обучения, а в дальнейшем и успешной карьеры, убеждаю, возрастет в сотни раз.
Сегодня, кстати, в сети, обсуждается новость о создании частных неотложек как элемента системы здравоохранения. Методологические — это одна природа вопроса…
2. Процедура присвоения статуса ТОР предусматривает специальное обучение проектной команды от города. Известно, что 1 из 5 членов команды будет мэр С.Андреев. Практически никто не сомневается, что этой осенью он уйдет в депутаты ГД. Включение действующих мэров в проектную команду — это обязательное требование? Кто, по вашему мнению, должен войти в неё? Пусть не по фамилиям, а по функции, специализации.
Будто чувствовал автор, что это вопрос нужно задать именно мне))) Я безусловная и ярая противница такого расклада.
Участие в такой программе — это очень важный момент.
Я участвую в подобных программах, что называется, с другой стороны (организуя и модерируя работы проектных команд, приезжающих с регионов и делающих в процессе обучения свои реальные проекты для дальнейшей реализации у себя на территориях).
Такое участие — это всегда шанс для территории собрать новую команду, опробовать ее в совместной работе, сформулировать новые проектные замыслы с привлечением топовых мировых экспертов и современнейшей практики. Одно слово — это шанс для города.
С другой стороны, вообще нонсенс — участие действующих лиц администрации, такого прежде и не практиковалось. Ибо это возможность для действующей администрации расширять команду, видеть новые лица, выращивать новые компетенции. Это и есть нормальная управленческая практика.
А не для записи в личном резюме… Оно, конечно, полезно, но уж слишком дорогое упущение для города.
Конечно, про свои планы мне мэр лично не докладывал))))) Но дык это и не нужно, ибо город — очень публичная площадка и все действия и бездействия и обсуждать не нужно, они считываемы и очевидны — «к бабке не ходи»… Но это его публичный выбор.
Да, есть правило, что список участников должен утвердить губренатор. Но инициативы, управленческого опыта, лобби и логики еще никто не отменял. И «спрятаться за это правило, боюсь, не удастся.
Безусловно, эти средства (а участие в программе ОООООООчень дорогое) могли бы быть направлены на истинно городского человека, который совместно с командой собирается „возложить голову“ на благо города в длинном лаге, который готов работать в проектном режиме, а не сугубо административном.
Равно как и формирование повестки и технического задания для этой команды, которая поедет делать в Сколково проект для города, должно быть обсуждаемым событием хотя бы в рамках экспертных кругов разработки стратегии города Тольятти.
Т.о. примерный набор критериев я, хоть и размыто, но назвала.
Если у читателей есть предложения, кто бы это мог быть, и почему, я бы призвала это обсуждать. Почему нет?..
Присвоение статуса ТОР — предельно важное событие для города. Другое дело, что чтобы это стало событием, необходимо провести большую работу.
ТОР — это возможность для города «сыграть в длинную игру». Это не разовая федеральная «подачка», это многолетняя программа особого отношения к территории, предполагающая не только создание особых зон со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями, созданная для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения, но и разворачивания новых форм и инструментов управления (поскольку предполагает создание особого уполномоченного органа по управлению ТОР.
Главное условие — выстраивание большого и длинного городского проекта в формате именно «опережающего развития».
В чем сложность для нас этой ситуации:
а) «большой» проект предполагает сложные формы кооперации различных субъектов предпринимательства, власти, инвесторов, складывание новых и глубоких цепочек разделения труда. Для нашего региона — это новый и не освоенный опыт. Опыт кооперации вокруг больших проектов — это, в первую очередь, согласование интересов, допущение разных форм управления, собственности, проектирования новых финансовых и административных инструментов. Это то, на чем упертый и своевольный Тольятти мог бы себя проявить в рамках большой программы ТОР в стране. То, что могло бы стать его ключевой сильной компетенцией для тиражирования.
б) формат «опережающего развития» предполагает не просто «не делать хуже известного», но делать «лучше известного». Это относится и к качеству деятельности субъектов ТОР, их проектам, к освоению территории, и к освоению инфраструктуры. Это гипер сложная задача для нас. При этом мир давно открыт и нужно опираться не просто на собственной мнение о том, какие автомобили мы делаем, по каким дорогам мы ездим и как мы управляем инновационной инфраструктурой, но нужно ориентироваться и на оценку извне, позиционироваться среди других субъектов, среди «лучших практик» и как минимум соответствовать этому.
в) Ранее я уже писала, что сложность для нас освоения модели ТОР, что мы не Дальний Восток с пустыми просторами и возможностью работать с нуля в условиях «гринфилд». У нас есть своя длинная история и свои управленческие привычки. И складывание иной модели управления в городе, работающей в формате согласования интересов разных субъектов — это условия успешного участия Тольятти в программе ТОР. Не будет сложено иной управленческой команды — ТОР пролетит как «бу» или как обычная «фанера над Парижем»)))
Кому в городе это интересно?
Субъекты, участвующие в программе ТОР, будут освобождены от уплаты налога на прибыль в государственную казну в течение нескольких лет, также для будущих резидентов будет снижена налоговая ставка в региональный бюджет, большим плюсом для инвесторов станет и снижение обязательных страховых выплат, кроме прочего, резиденты ТОРа освобождаются от налога на имущество.
Но, в первую очередь, статус ТОР интересен тем предпринимателям и управленцам, у которых есть амбиции по реализации собственных больших и длинных проектов в нашем городе. Тем, кто собирается долго жить в этом городе, а не просто «снимать сливки».
И да, еще: после Вашего штурма Эвереста во главе нашей команды «Лада-Эверест» в 1992 году прошло 23 года… Каково это, спустя 23 года вернуться на гору? Как горы приняли вас? И как Вы приняли горы в этот раз?
Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе,
об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт
обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)
Не только обычное, но и, с моей точки зрения, должное.
Не должно же быть быть как ранее: «Закончил работу -проверь качество».
Официальная позиция Рособорнадзора в лице хорошо известного мне Сергея Кравцова заявлена следующая: «результаты оценочных процедур должны влиять на формирование системы учительского роста, а также на содержание образовательных программ. Разработка Национальной системы учительского роста, позволяющей установить уровень квалификации педагогов, должна быть закончена к 15 июня» (Источник: www.menobr.ru/news/58708-rosobrnadzor-issleduet-kompetentsii-uchiteley-russkogo-yazyka-literatury-i-matematiki).
Глава этого ведомства заявляет, что «цель и задачи контрольно-надзорной деятельности в образовании должны быть определены как развитие».
Ну и слава Богу!!! Раз так заявляют… Как будет на деле жизнь покажет…
Компетенции — это то, что надо постоянно оценивать, сверять. И да, принимать решения. Но не только кадровые.
В первую очередь, содержательно-методические. Т.е. тем самым стимулировать педагогов на саморазвитие, а не увольнять.
Я бы относилась к оценке компетенций как к образовательному инструменту повышения собственной квалификации.
Раз в пять лет, даже раз в три года проходить оценку и повышение квалификации — это же ничтожно редко.
Мир сейчас меняется намного быстрее.
В первую очередь, на современность.
gener82