Центр Обработки Данных Поволжского филиала компании «МегаФон» (Он же ЦОД или Data-центр, прим. авт.) единственный в России, построенный мобильным оператором. Это объект, благодаря которому пустынное поле поселка Красный пахарь с лета 2008 года существенно преобразилось. А еще — ЦОД МегаФона — это место, куда 6 апреля пригласили на экскурсию блоггеров и журналистов из всех крупных городов Поволжья. В их числе оказался и ваш покорный слуга — PINGvin.
Я давно хотел попасть на экскурсию в Центр обработки данных. Тому есть очень простая причина. Вот мой, уже ставший историческим, снимок.
Так выглядело поле поселка Красный пахарь в июле 2008 года. Два года спустя на этом месте не просто был возведен и полностью запущен в работу уникальный технологический объект.
Понятное дело, инженерную инфраструктуру, вроде специальной дренажной системы, электротрансформаторов и генераторов, а также блоки кондиционирования ЦОДа посетителям никто не показывает.
ЦОД включает 1 цокольный и 5 надземных этажей. Для решения технологических задач здесь оборудовано 6 автозалов и сопутствующие инженерные помещения: трансформаторная, котельная генераторная и комната охраны. Собственно, с охраны начинается знакомство с ЦОДом для любого гостя. Пропускной режим одинаково максимально строгий для всех: сотрудников «МегаФона», журналистов, технического персонала и гостей. После того, как формальности были улажены и в сейф на посту охраны легла аккуратная стопка бумаги с именами, фамилиями и паспортными данными посетителей, с проходной группа экскурсантов в 25-30 человек, в сопровождении сотрудников «МегаФона» отправилась в корпус Центра обработки данных.
Всех гостей на входе в сам Центр вежливо попросили надеть бахилы, разделили на две группы и повели показывать технологическое оснащение.
На первом этаже размещены два автозала. Конечно, увиденная картина не поражает рядового посетителя изыском: ровными рядами стоят металлические ящии с непонятными символами на стенках. Все громко гудит и приветливо подмигивает сотней разноцветных лампочек. Но для человека, понимающего толк в компьютерной технике это помещение — святая святых.
Посетители аккуратно прошлись по рядам серверных стоек, часть из которых была открыта: в момент экскурсии в Автозале №1 работали специалисты из компании Huawei, с которой «МегаФон» связывает давнее деловое партнерство. Если не верите — возьмите в руки любой мобильный модем и посмотрите, какой компанией он изготовлен!
Лично меня в работе серверного оборудования ЦОДа поразила изумительная система охлаждения. Я повидал немало серверных помещений, в которых надрывается промышленная вытяжка вкупе с многочисленными кулерами, но такой прохлады и мощности воздушного потока, скажу честно, я раньше не встречал.
С первого этажа наша группа переместилась сразу на пятый этаж — в мозговой центр ЦОДа. Дело в том, что на 2, 3 и 4 этажах размещены автозалы, аналогичные тем, что мы увидели на первом этаже. А вот на пятом этаже нам показали сразу два занимательных помещения. Первое — лаборатория обработки жалоб и обращений абонентов. Собственно, в нее нас не пустили, потому что, работа у специалистов этой лаборатории очень напряженная. А они, в основном, девушки и мешать их работе категорически нельзя. Именно в самарский ЦОД на обработку поступают обращения абонентов МегаФона со всего Поволжья, из Call-центра, расположенного в Пензе. А вот во второе помещение — настоящий аналог Центра управления полетами какого-нибудь космического ведомства, вроде Роскосмоса или NASA.
Информация о работе всех систем ЦОДа поступает на экран, размером в целую стену, составленный из множества мониторов. «Мозговой» центр так и называется «Центром управления». В него посетителей впускают только на несколько минут, чтобы не отвлекать специалистов.
На этом, можно сказать, экскурсия завершилась. Нам предложили подвести ее итоги тут же, на пятом этаже ЦОДа, в конференц-зале с заместителем директора Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Александром Пантюшиным.
Как и другие сотрудники «МегаФона» Александр оказался приветливым и компетентным человеком. В короткой презентации он рассказал о том, что собой представляет Центр обработки данных с инженерной точки зрения и какими его услугами можно воспользоваться. Вы, уважаемые читатели, можете познакомиться с этой информацией вот на этой картинке:
А после презентации Александр Пантюшин ответил на вопросы, которых у представителей блогосферы Поволжья набралось более чем достаточно. В сухом остатке получилось следующее.
Я считаю своим долгом прояснить — почему я озаглавил свой рассказ «Самарский Data-центр ОАО „МегаФон“ — место где живут „облака“. Самарский ЦОД не напрасно называют „Сердцем“ Поволжского „МегаФона“. Центр был построен к моменту, когда замкнулось большое европейское кольцо собственных волоконно-оптических линий связи „МегаФона“. Это позволило „МегаФону“ стать универсальным оператором связи, совершить серьезный технологический прорыв в предоставлении своим абонентам доступа в Интернет и прийти к технологии завтрашнего дня „облачным вычислениям“.
Сейчас на базе ЦОД Поволжского филиала ОАО „МегаФон“ предоставляется две основных услуги: „Аренда виртуальных серверов“ и аренда места в облачном хранилище файлов „Кладовка“ — это собственная разработка компании. О том, какие преимущества предоставляет любому клиенту аренда виртуального сервера в сравнении с покупкой собственного аналогичного оборудования и оплатой услуг соответствующих специалистов, можно написать очень много. Если вкратце, аренда сервера в ЦОДе „МегаФона“ означает, что любая компания автоматически избавляется от проблем, связанных со сферой IT. Достаточно вовремя оплачивать услугу своего универсального оператора связи и собственный сервер компании, сайт фирмы и софт на компьютерах ваших сотрудников будут работать как часы. Любой сбой или хакерская атака для частной компании могут стать фатальным испытанием. Для суперзащищенного ЦОДа, имеющего две резервные линии электроснабжения и запасы автономного электропитания наряду с серьезнейшей защитой и множеством файерволлов на разных уровнях доступа — урон от таких проблем сведен к минимуму. Об уровне безопасности самарского ЦОДа свидетельствует тот факт, что на его территории уже разместили свое серверное оборудование Правительство Самарской области, компания Google, а также сервисы YouTube и Вконтакте.
Ну а о сервисе „
Kladovka.com“, который пойдет в коммерческое использование летом этого года, мы уже подробно рассказывали в материале „
Компания “МегаФон» познакомила журналистов с «облачными» сервисами".
Поскольку общий объем информации об уникальном объекте компании «МегаФон» превышает все допустимые «движком» нашего сайта пределы для размещения в одном тексте, я предлагаю вам, уважаемые читатели, не стесняться и спрашивать — что бы вы хотели узнать о ЦОДе такого, о чем я не сказал. Сразу уточню — про «облака» до конца апреля на сайте будет еще один подробный материал.
PS. Благодарю за предоставленную возможность посетить ЦОД — PR-менеджера дополнительного офиса по г. Тольятти Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Анну Красовскую и представителя компании, сопровождавшего тольяттинцев в поездке, Тимофея Чагина.
Комментарии (4)
Mefistofile
Сразу уточню — я понимаю, что в понятие «IT-парк» входит не только и не столько оборудование, сколько ведение новых разработок. Только и тут МегаФон заготовил госструктурам хороший противовес. В ближайшее время будет создана сначала «дочка МегаФона», а затем самостоятельная структура — «МегаФон Лабс», которую, возможно возглавит, как раз Пантюшин. Эта структура будет вести айти-разработки. И МегаФон «родит» какую-нибудь рабочую новинку гораздо быстрее, чем местная «Долина» начнет работать. Я готов поспорить на бутыль Хенесси ХО 0,5.
PINGvin
Mefistofile
Mefistofile
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.