Вы пользуетесь устаревшей версией интернет браузера, администрация сайта TltTimes не гарантирует корректную работу сайта в Вашем браузере. Скачайте последнюю версию любого популярного браузера:
Да, в ТГУ в том числе: концепция современного естествознания, экономика, информатика и математика, экология, право, социология, психология, философия, гражданское общество и СМИ (этого всего в советское время не преподавали. Но и этого мало, конечно. Журналист учится всю жизнь — вот это непременно.
Специфическая теория журналистики существует как теория создания текста и выполнения других видов журналистской деятельности на основе теорий других различных наук.
Если журналистское образование моложе других, то это еще не значит, что оно себя не оправдало. 150 лет от него не отказываются почему-то, а только развивают и совершенствуют.
Конечно, осмысление бытия не является монополией журналистов. Это делают все науки, а обобщает философия. Но ни одна наука не ставит задачей сделать это знание массово доступным, понятным, применимым в обыденной практике человека. А журналистика как средство массовой информации просто не может не выполнять это требование. В этом ее специфика. Но опираться она в своем осмыслении мира, разумеется, должна на другие науки. И, конечно, не только гуманитарные, но и естественные. Вы правы, этих знаний им особенно не хватает, и университеты должны вводить соответствующие дисциплины для журналистов (в чем собственно и происходит нынче эволюция системы обучения на журфаке). А вот что касается того, как в журналистском тексте может быть использовано знание основных принципов бытия, можно привести один пример. Основополагающим принципом бытия является принцип системности: все существует в системе. И есть теория системного анализа. Не знать ее — значит, не уметь рассмотреть любое явление в его системе. Поэтому для журналистов формулируют алгоритмы действий в соответствии с основами системного анализа, принципа всеобщего развития, принципа причинно-следственной обусловленности и т.д. Это новое в журналистском образовании, и это знание весьма практично.
Да, это тема моей диссертации. Но дело в том, что под гражданским обществом многие ошибочно, на мой взгляд, понимают лишь какую-то часть населения, общественных активистов так сказать. Даже исторически это не верно. В гражданском обществе все граждане, и чиновники в том числе. А гражданин — это активная универсальная личность, то есть такая личность, которая много умеет и активно вступает в сотрудничество со всеми ради решения своих жизненных проблем и вообще организации своей жизни, причем, при взаимодействии с другими людьми и государством эта личность непременно руководствуется нормами права и этики. Воспитание в себе такого гражданина — задача каждого, в равной мере как общественная задача. Граждане с такими качествами способны образовывать продуктивные союзы в любой сфере деятельности. Это и делает общество стабильным и способным к устойчивому развитию. Я просто перечислю (без аргументации) признаки гражданского общества, обладающего способностью к устойчивому развитию:
1. наличие граждан как активных универсальных личностей.
2. Наличие гражданских союзов, созданных по инициативе граждан для решения своих задач в разных сферах деятельности.
3. Наличие демократических механизмов управления обществом.
4. Наличие разных форм собственности и развитость рыночных отношений.
5. Наличие этико-правовых норм и механизмов и культуры их реализации.
6. Наличие механизмов неразрушительного взаимодейсвтия с окружающей средой.
7. Свобода информационного обмена.
Вот 7 признаков стабильности любой системы, в том числе и социальной. Как видите, дело не только в выборах. В России, как показывают исследования, все эти признаки имеют место быть, но степень их развитости весьма не велика. Это не удивительно: процессы формирования данных признаков в России начались на 600 лет как минимум позже, чем в Европе. Но темпы их развития превосходят все имеющиеся аналоги. Так что понимая, куда идешь, можно туда все-таки прийти. Или, по крайней мере, ощущать в пути перемены к лучшему. Журналисты сильно могут способствовать этому процессу, было бы понимание и желание.
1.Журналистике как специальности обучают в России с конца прошлого века. Вряд ли это можно считать недавним. За это время произошла эволюция системы образования по этой специальности от ежемесячных курсов до 6 лет обучения. Причем, победила европейская концепция журналистского образования, согласно которой учат не только профессиональным технологиям, но и социальному анализу, дают самое широкое гуманитарное образование. Поэтому и 6 лет. Не думаю, что наступил конец эволюции. На мой взгляд, сейчас актуальной задачей является задача дать фундаментальное обоснование всей журналистской теории с точки зрения различных гуманитарных наук, и главным образом, философии. Общие закономерности и принципы бытия и социального бытия должны быть усвоены журналистами, а главное, их надо уметь применять в практической деятельности. Именно для этой цели я написала и издала свое учебное пособие по теории журналистики и по ее участию в формировании гражданского общества, где дано философское обоснование журналистской практики. Не думаю, что задачи такого образования решит какое-либо другое, не журналистское обучение, ибо оно будет специализированным в какой-либо одной области. Журналисту же надо уметь любое самое сложное знание знание о мире сделать максимально доступным широкому кругу читателей. Это весьма сложная задача уже потому, что это универсальное знание нужно уметь получать и усваивать сначала самому. Думаю, что научить этому можно как раз на журфаке. Хотя, конечно, такими способностями могут обладать и люди других профессий, и при этом не лишены могут быть дара русской речи. Но это скорее исключение, чем правило. И потому обучение на журфаке считаю весьма полезным.
2. Не согласна, что в Тольятти есть перепроизводство журналистов. Если бы это было так, в редакциях не было бы проблем с хорошими кадрами. Выпускников много, но стать хорошим журналистом любому выпускнику еще предстоит. И, увы, это получается не у каждого в силу сложности профессии, да и жизни вообще. Поэтому нам еще пахать и пахать… Что же касается конкурентоспособности наших выпускников, то она давно уже не вызывает у меня никаких вопросов. Наши выпускники успешно работают и в столицах, и за рубежом. В этом году министерство образования объявило всероссийский конкурс по своей теме. Его победителями стали два наших выпускника сразу: Марина Муравьева и Женя Насыров. Я могла бы привести много примеров заметных достижений. То есть как в любой профессии есть лучшие, средние и никакие.
Любое развитие невозможно без противоречий. Счастливые люди ничего менять не хотят: им и так хорошо. А без развития не возможна жизнь, потому что кто остановился, тот отстал. Отсюда, на мой взгляд, трудности — это естественное течение жизни, и к ним так и стоит относится. Надо спрашивать не за что мне это, а для чего мне это послано. И делать правильные выводы о возможных позитивных перспективах. Тогда жизнь похожа на сложный поиск истины, а не борьбу. В борьбе есть противостояние (стояние на месте), а это уже не развитие. Опять же, на мой взгляд.
Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе,
об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт
обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)
gch4