В понятие издержки попадет и оплата труда наемных работников, так называемая зарплата. Её надо снижать? Да, ответит капиталист. Нет, ответит наемный работник.
Согласен с тем что борьба с издержками нередко демотивирует и деморализует персонал. Но есть альтернатива — бережливый менеджмент (Lean) в котором не борются с издержками, а стремятся уменьшить потери и это вселяет в персонал энергию, дополнительную мотивацию и, кстати, лояльность.
Кстати именно lean-подход и обеспечит надежную основу для развития предприятия в долгосрочной перспективе согласно требованиям рынка: постоянно выводить на рынок лучшую продукцию (услуги) и при этом снижать цены.
Как обеспечить лояльность?.. Зарплата – первое и необходимое, что требуется сотруднику. Все остальное вторично. Какой она должна быть? Мой ответ до банальности прост: на 10-20% выше средней в смежных специальностях.
Слишком всё просто. А что конкуренты (на рынке труда) не могут применить сделать тоже самое? Кроме того далеко не у всех компаний экономика позволяет это сделать. Гонка по величине заработной платы может подорвать экономику предприятий, да и лояльность сотрудников как показывает практика она не обеспечивает.
ЗП — это один из самых сильных демотивирующие факторов (если она меньше прожиточного минимума, то никто не будет трудоустраиваться на такие должности), но есть более сильные мотивирующие факторы, чем ЗП:
1) возможности для карьерного роста,
2) возможности для развития.
3) признание заслуг, достижений.
Даже для рабочих главными мотивационными факторами являются:
1. Справедливое вознаграждение (не сама величина ЗП, а ее справедливость!).
2. Стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
3. Отношения с непосредственным руководителем и коллегами.
4. Престиж компании, имидж в регионе.
Исследования, проведённые Ф. Райхельдом, доказывают, что компании лидеры по лояльности персонала имеют несколько меньшую, чем средняя ЗП на рынке.
Я «за»
tushov