Есть такое английское слово «weird» (что-то странное, причем часто с негативной коннотацией, примерно в значении wicked), которое и по звучанию и по написанию
похоже на другое английское слово «wired» (букв. «опутанный проволокой», пер. «цифровой», «оснащенный ИТ»). Только люди и кампусы предпочитают быть скорее wired, чем weird. Тому, как тольяттинским вузам совершить переход между этими состояниями и посвящена эта статья.
Риторический вопрос
Вопроса «зачем?», как мы все понимаем, в реальности не стоит. Преимущества, которые дает «цифровой кампус» очевидны не только фанатам фейсбука, но и серьезным ученым. Это — экономия времени и денег, экономия на транспорте, экономия труда. И тем не менее, не всем очевидно, что «оцифровка» кампуса связана с рядом серьезных вопросов, многие из которых инспирируются ГК РФ (ч. 4) и соответствующими выдержками из КоАПа и УК. Которые, как известно, надо чтить. Но решения давно уже выработаны в мире. И не всегда в пользу героев капиталистического труда).
Образ будущего
1. Территория кампуса, связанная быстрым (скорее всего, по оптоволокну) интранетом, по которому могут с высокой скоростью
проходить «тяжелые» данные — результаты экспериментов, видеофайлы, графика и прочее. Подобный же канал должен тянуться ко всем стратпартнерам = муниципалитету, технопарку, библиотекам.
2. Быстрый интернет, с беспроводными точками доступа по всему кампусу. Вход для студентов и сотрудников бесплатный, по студенческому паролю. Условия для гостей здания устанавливаются отдельно.
3. Перевод не менее 50% дополнительных услуг, оказываемых студентам в онлайн-формат (расписание, зачетная книжка, библиотека, учебные модули, предоставление заданий и т.п.) к 2015 году.
4. Вебринг из сайтов подразделений кампуса, общий новостной-календарный ресурс.
5. Система рассылок с различными категориями доступа.
6. Не менее 80% персонала кампуса обучено пользоваться электронными системами.
7. Постоянная система удаленных мероприятий с использованием инет-технологий.
8. Электронный депозитарий научных работ студентов.
Вопрос Чернышевского
1. Искать стратегических партнеров среди игроков телекоммуникационного рынка, объединившись в консорциум вузов.
2. Переводить ресурсы в цифрровой вид уже сейчас.
3. Учить и стимулировать студентов и преподавателей к обучению. Объявить спецприз от технопарка.
4. Половину заявленного выше можно осуществить через административные мероприятия, требующие не столько финансовых, сколько временных и человеческих затрат.
Вот как-то тезисно так. Жду мнения представителей ТГУ, которых здесь становится все больше)))
Комментарии (111)
Ivan_Burduh-Ali
Наверное, я выпал из времени, закончив много лет назад один из самарских ВУЗов, честно говоря, думал, что все сказанное в «образе будущего» давно реальность, во всяком случае, когда я учился у нас было все, кроме 2 пункта. Неужели в ТГУ, как-то по-другому?
Romeo
Ivan_Burduh-Ali
Мне не очень понятно, что значит межвузовская система интегрированная с городской? Наверное, что-то здесь лишнее? Вопрос еще — для каких целей будет использоваться эта система, чтобы как-то ее обосабливать, а не использовать существующую городскую?
Romeo
Ничего лишнего. Если мы говорим о том, что вузы начинают играть активную роль в работе, то степень интеграции должна быть значительно выше, чем сейчас, когда студенты очень часто элементарно курят предложенный преподавателями бамбук (ситуация чуть лучше, чем 10 лет назад, но недостаточно хороша).
Существующей городской системы нет, если что. Даже мэрия с Думой в локальную сетку интегрированы слабовато. Я не говорю про городские учреждения культуры и прочее.
И повторюсь: я говорю о Мега-Кампусе, которого пока у нас нет тоже, хотя все предпосылки налицо. Вузам пора переходить от конкуренции к сотрудничеству)))
Ivan_Burduh-Ali
Sil
Ivan_Burduh-Ali
Sil
Ivan_Burduh-Ali
Romeo
Иван Бурдух Али, как постарался его понять, наверное, говорил о такой системе, которая бы упрощала работу университета изнутри.
Sil
Если речь о системе, упрощающей работу ВУЗа, думаю, можно найти студентов-программистов-энтузиастов, способных настроить внутреннюю сеть и разработать движок для интернет-портала ВУЗа, хотя возможно уже есть готовые, в роде LiveStreet.
Romeo
artyom
Romeo
Ivan_Burduh-Ali
Ivan_Burduh-Ali
Sil
artyom
Sil
artyom
В ТГУ когда подобная система появилось?
Sil
тут речь идёт об университетском городке тгу-вуит-пвгус. инициатором должен стать именно тгу как крупнейший и градообразующий.
artyom
Sil
Ivan_Burduh-Ali
Sil
Ivan_Burduh-Ali
Romeo
1. вторично. будет день, будет и пища.
2. в тгу есть wi-fi.
3. что имеется ввиду? всё это есть в онлайн-формате, разве что зачётка лишь частично, но это элементарно делается административным ресурсом, поэтому срок непонятен.
4. не знаю, что такое вебринг. буду изучать вопрос.
5. вроде тоже бы есть. хотя может речь о чём-то другом.
6. и это есть.
7. этого да, не хватает. а ведь раньше было.
8. тоже интересно. к этому дело потихоньку идёт.
ВЧ
1. мм… думаю, начать именно с какого-то интернет-мероприятия с включением по скайпу отдельных персонажей. тогда будет понятно, нужен ли такой кампус кому-то или нет.
2. что за ресурсы переводить? в тгу всё, что можно, переведено.
3. Учить и стимулировать студентов и преподавателей к обучению. Объявить спецприз от технопарка. практика показывает, что призами не застимулировать. надо, чтобы было увлекательно-развлекательно. а призы только в комплексе с чем-нибудь ещё (с принуждением, например).
4. больше половины.
artyom
Думаю, если речь о кампусе информационном, а не об организационном, то над этим еще нужно подумать, а нужен ли он вообще, не уверен…
Romeo
artyom
Romeo
Ivan_Burduh-Ali
Самое главное, когда есть заинтересованная группа, умеющая брать на себя ответственность и давать ожидаемый результат — проблем ни в чем, никогда не будет. :)
Romeo
Ivan_Burduh-Ali
Romeo
Ivan_Burduh-Ali
Romeo
Ivan_Burduh-Ali
Romeo
Ivan_Burduh-Ali
1. Согласен.
2. Вай-фай сейчас публичный уже, быстрый? Я просто давно не пользовался там вайфаем, но есть, с чем сравнить. Доступ должен быть мирового уровня)
3. Долго писать, но грубо говоря: весь учебный план, расписание, зачетка, дисциплины, подача заданий — через сеть. проблема не столько экономическая, сколько организационная.
4. Сеть сайтов университетских и около университетских. В ТГУ, ПВГУСе и ВУиТе подобное есть.
5. Рассылки работают недостаточно, по причине неумений, опять же, а не по причине технологической невозможности. Адресация разной аудитории должна быть автоматической — группе, факультету, курсу, клубу…
6. Я под персоналом и профессуру имею в виду. Правда, есть 80% уверенных процентов. Тогда хорошо.
7. Имею в виду международных и междугородних. Отобранных специально. Было — довольно-таки узко.
8. Очень потихоньку. Я с этим в муниципалитете бился и в ПТИСе много лет. Резина. В ТГУ сейчас есть свой журнал, причем и электронный, так что это наступит году к 2013. Но там нужна интеграция с библиотечными стандартами мира. Английский и всякое такое. Иначе нас на карте нет.
ВЧ
1. Было бы здорово. Поучаствовал бы, если кому-то интересен.
2. Очень здорово. Цифровой вид под поисковые системы заточен, оптимизирован, связан.
3. Молитва и божье слово вкупе с финансовыми стимулами, но без издевательств, конечно. Но жестко.
4. Согласен. Я перестраховался.
Еще забыл добавить про перевод всего на языки мира (в ТГУ процесс тоже идет, достаточно бодро). Ибо нам надо появиться на карте мира)
Я опять же оговорюсь: речь идет именно об объединенном ресурсе. Не об одном универе, даже мощном. Одному — не прорваться.
Ivan_Burduh-Ali
3. так это всё есть.
4. зачем мне сайт вуита или пвгуса? непонятно.
5. соглашусь.
6. от профессуры 80% может и нет, а от общего числа должно быть.
7. хотелось бы пример такого мероприятия.
8. вроде медведев или фурсенко что-то на эту тему недавно говорили.
ВЧ
1. вот, в том-то и дело, что пока я не вижу какого-то проекта, объединяющего интересы.
2. нет, цифровой вид для внутреннего пользования.
про языки мира не заметил.
p.s. просьба не пренебрегать вопросительными знаками.
artyom
2. Может быть.
3. Все дисциплины по всем предметам обеспечены сетевой компонентой? Студенты курсовые подают через сеть?)
4. Сайт ВУиТа — ни к чему, быть может. А вот интеллектуальные ресурсы, которые там есть (труды сотрудников, информация о событиях и исследованиях) — вполне может пригодиться. В свое время я предлагал безумный совместный дипломный проект: «экономисты ПТИС — технари ТГУ». Жаль, откликнувшийся на тему профессор Маслов умер.
Ivan_Burduh-Ali
7. Круглый стол с международным участием. Студенты ТГУ задают вопросы профессору Гарварда, к примеру)
8. Тут дело не в Медведеве и Фурсенко, а скорее в ОНИРС и УНИР ТГУ.
ВЧ
1. Это так. Поэтому мы (как средний менеджерский персонал — условные эксперты) можем пытаться объединение выполнить на своем уровне.
2. Вот я о том и говорю) С языками мира — вообще беда, хотя подрастает поколение французских абитуриентов)
ЗЫ: Скажите, что с вопросительными знаками? Я один в п. ОБ-6 забыл, а так вроде все нормально…
Ivan_Burduh-Ali
а профессор гарварда будет за это деньги получать?
8. а что за журнал электронный в тгу? где на него поглядеть можно? к 2013 ничего не будет. не видел ни одного сборника по всей стране в электронном виде.
вч-2. что за французские абитуриенты?
ps. ещё вч-2 было.
artyom
раньше принудительно по некоторым дисциплинам проставляли посещаемость. перестали заставлять — перестали отмечать.
сейчас приходится заставлять своевременно выставлять баллы.
4. сейчас с вуитом такая ситуация, что сложно взаимодействовать, даже если информация получена. ну а труды если опубликованы, и так можно почитать. интерес к ним не намного больше, чем к трудам другого вуза.
а что за сложности с совмстным проектом? вроде бы для этого достаточно желания самих студентов. или это предлагалось поставить на поток в принудительном порядке?
artyom
Ivan_Burduh-Ali
artyom
Ivan_Burduh-Ali
artyom
Ivan_Burduh-Ali
artyom
Ivan_Burduh-Ali
может спустя 5 лет разрывают. любая проверка придёт и не поймёт, чем студенты 5 лет занимаются, если даже курсовиков нету.
artyom
artyom
Romeo
Офис Гугла в Цюрихе.
Sil
Romeo
2.Wi-Fi только в главном корпусе ТГУ.
6. на удивление — думаю как раз примерно 80 и есть.
7,8. Практические нет.
ВЧ
4. Лекции, лекции, коллоквиумы, еще раз лекции, семинары и т.п.)))
Punsh
ОБ
2. Вот я так и думал.
6. 80% Вы меня прямо сражаете. Значит, сильно сменился кадровый состав ТГУ в последние годы) Но я рад!
ВЧ
4. Именно так. "Наше оружие — божье слово и доброта"
Кстати, скоро запущу тему: модель идеальной аудитории.
Почему-то многие, когда говорят о степени интернетизации кампуса (камень в огород Артема), считают, что оная автоматически завершается с прокладкой публичного вай-фай канала. На самом деле — совсем нет. Есть оч. банальная штука — наличие в аудитории розеток, которая сильно влияет на возможность доступа к сети студентов.
Ну и я не думаю, что в ТГУ проводились тесты на одновременное пользование вайфаем в одной аудитории 100 студентами)
Ivan_Burduh-Ali
и зачем студентам доступ в сеть?
ещё и реальнго проекта кампуса не существует, а уже в меня кидают камнями по вопросам его интернетизации.
повторюсь, будет день, будет и пища. сейчас wi-fi в тгу в таком количестве не нужен, как и розетки.
когда будете писать про аудиторию, начните с того, что такое аудитория, какие виды аудиторий бывают, их предназначение, какую проблему будет решать идеальная аудитория, что она позволит сделать etc.
artyom
Зачем студентам доступ в сеть? Затем, что если мы говорим об образовании в области, к примеру, общественных наук, то большая часть материалов и примеров может находиться в сети. Да и не только в естественных науках. По хорошему, интернет — это Ваша библиотека. Сказал преподаватель — дихлорид фосфазы, к примеру, а Вы сразу узнали, чего это есть, не отходя от кассы)
Про аудитории и типы обязательно напишу, если Вы поддержите тему.
По-моему, в ТЛТ вузах проблема модернизации образовательного процесса состоит не в отсутствии средств, а в отсутствии понимания у руководящего персонала (плюс откаты), которое приводит к заказу дорогостоящей и нередко бесполезной техники.
Ivan_Burduh-Ali
про дихлорид можно спросить у того же преподавателя, посмотреть в лекциях/учебнике. в крайнем случае, спросить у соседа.
и это ещё не учитывая тип занятий, обеспеченность пк и прочее.
не полезет среднестатистический студент тлт-вуза в интернет термины узнавать, он будет сидеть вконтакте.
а тему всегда поддержу.
artyom
Спасибо за поддержку, плюсую уважительно.
Ivan_Burduh-Ali
Разработчиками и реализаторами проекта могут стать местные айтишники — студенты и практиканты. Для решения финансового вопроса, думаю, можно поискать спонсоров среди крупных предприятий и компаний интренет-провайдеров города.
Romeo
А образ будущего я и пытаюсь здесь составить, проводя эдакую «фокус-группу». По-моему, получается симпатично)
Ivan_Burduh-Ali
Romeo
Ivan_Burduh-Ali
artyom
Romeo
artyom
Punsh
artyom
Punsh
Romeo
по ресурсам незначительное ограничение — закрыт доступ вконтакт, студенты сидят через анонимайзеры.
высокая скорость — понятие относительное. скажем так, после 17 видео с ютуба прекрасно смотрится. короч, не хуже чем у меня дома скорость.
artyom
Ivan_Burduh-Ali
Punsh
Punsh
Romeo
насколько мне видеться — бОльшая информатизация и студентов и ВУЗа — это проблема и ВУЗа и страны
Punsh
Romeo
Один айпад заменяет рюкзак книжек)
Ivan_Burduh-Ali
Romeo
Ivan_Burduh-Ali
Romeo
Ivan_Burduh-Ali
да и сам когда учился никогда не брал учебники, кроме одного случая.
artyom
Romeo
Punsh
если заменить тетрадку на ноут, качество обучения не повысится. боюсь, что даже может понизиться.
artyom
Если есть ноут — есть возможность сличить заметки с заметками коллег, быстро посмотреть тто, о чем говорит преподаватель, в сети, просматривать учебники и лекции, не отходя от кассы (считайте, что ноут выполняет функцию ридера в этом случае). Появляются очень серьезные возможности, а то, что Вы не умеете их заметить, меня удивляет порядком. да, СТУДЕНТОМ придется объяснять, как можно творчески использовать ноут на лекциях. Но только и всего)
Ivan_Burduh-Ali
когда я учился, нам принципиально не давали лекции в электронном виде, ибо 1) резко снижалась посещаемость занятий; 2) труда преподавателя, не спавшего ночами, доставался на халяву коллегам из других вузов.
я-то замечу возможности. вопрос в том, будут ли ими пользоваться студенты. или они будут пользоваться другими возможностями, которые им объяснят за пределами вуза.
возможно, что усовение у одного несуществующего в реальности студента и повысится в разы, у большинства же оно явно упадёт.
artyom
Усвоение может упасть при прочих равных. Но мы здесь не говорим о прочих равных.
А что касается НЕпосещения лекций — так это нормальная история. Если человек владеет материалом, к чему ходить на лекции? У меня вот, к примеру, обстояло дело так, что на втором образовании я на некоторых лекциях занимался своими делами в сети. Это мало отражалось на моем усвоении материала.
Ivan_Burduh-Ali
но профессура возмущалась мол мы должны учить своей дисциплине, а не учить учиться.
а дисциплины, которые предполагали научить учиться, из учебных планов выкинули.
не видел ни одного студента, который изначально всё знает. обычно не ходят на лекции по другим причинам.
artyom
Методологический подход к образованию обречен своей пустотой. Методология не может осваиваться в отрыве от реальности, как еще Патанджали сказал.
Студенты знают, что кроме посещения лекций есть и другие стратегии приобретения знаний и сдачи экзаменов. И выбирают именно их. Они — не дураки)
Ivan_Burduh-Ali
Ivan_Burduh-Ali
Romeo
Punsh
насчёт зайти в интернет — велкам в компьютерные классы око.
artyom
Punsh
Ivan_Burduh-Ali
artyom
Ivan_Burduh-Ali
artyom
Ivan_Burduh-Ali
Romeo
Ivan_Burduh-Ali
Ivan_Burduh-Ali
угу…
Punsh
Ivan_Burduh-Ali
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.