о проекте

33.03

Все блоги

Блог им. Shesterin

Это ваш персональный блог.

Южная Байкальская кругосветка. Часть 4

20.07.2009г. Оймур. Поздний вечер. (Л.М. — Леонид Малыгин)
Руки еле держат ручку — сегодня работали почти 14 часов, но всё по порядку. Утром вышли по графику и сразу же «запоролись» не в ту протоку. Но потом всё наладилось, и мы шли практически без ошибок. Главное правильно выбрать протоку. Первые девять часов шли против течения, хорошо, что ветер был попутный. Гребли против течения до тех пор, пока не нашли протоку с попутным течением, и потихоньку забирая вправо, приближались к Байкалу. Можно свернуть в протоку, которая тебя выведет к Байкалу, но не в то место, куда надо, а нам нужно было только к Оймуру. Но у Николая очень развита интуиция, мне кажется, он чувствует в какую протоку войти. Для меня они все одинаковы. В общем, пахали как черти, и к вечеру вышли точно к Оймуру.

Фото: в протоках Селенги

Это был триумф!
Завтра от нас уходят 4 человека, они закончили свою часть маршрута. Поедут до Улан-Уде, а оттуда уже домой, мы же в количестве 8-ми человек уходим дальше. Они хотели дойти до Гремячинска или до Турка, но не получилось, из графика выбились на целый день. Погода подводит. На завтра опять обещали дождь и ветер с порывами, и это уже неприятно.

21 июля 2009г. Село Оймур. Утро. Расставание… Н.Ш.
Вчера мы совершили переход через дельту реки Селенга. Ошибок допустили лишь две: вначале зашли не в ту протоку и потеряли минут десять, потом свернули не туда (Олег Бабаев убедил, что его ДжиПиЭс-навигатор не врёт) и обошли по кругу километров семь, вернувшись в то место, откуда час назад стартовали. Ну, а в остальном, прошли дельту без приключений. В 7.00 стартовали против течения, в 16.00 повернули в протоку по течению, т.е. как и американцы, против течения выгребали 9 (девять!) часов. Финишировали в Оймуре в 20.30.
Встали на луговой площадке в центре села у впадения мелкой речушки Оймур в Байкал. Рядом оказались магазин и остановка автобуса. Ребятам, которые уезжают домой, будет удобно. Расставаться было грустно…

На фото слева направо: Сергей Иванов, Надежда Антименко, Олег Бабаев, Дмитрий Шаповалов. Остаются друзья…

Фото: Уходим дальше…

11.00. Сделано два перехода по 50 минут. Скорость около 5 км за 50 мин. Шли под дождём, но сейчас тепло и даже выглядывает время от времени солнышко. Гром грохочет впереди по курсу километров за двадцать. Сверкают молнии. На том берегу заходит «второй эшелон» туч с дождём и тоже грохочет. А у нас на Байкале абсолютный штиль…
Сегодня всё раннее утро слушал петухов оймурских, как они село будили. До сих пор в ушах звучит: «Ку-ка-ре-ку!»

21.07.2009г. Деревня Сухая. Вечер. (Л.М.)
Сегодня утром попрощались с ребятами и Надеждой, которые прошли часть своего маршрута. Только вышли из Оймура, как пошёл дождь, а потом пришла с гор гроза. Но она быстро закончилась, выглянуло солнце, мы все обсохли и повеселели. Шли мы от Оймура вдоль косы, покрытой соснами. Много отдыхает народа: машины, палатки, целые городки, костры. Приглашали нас на берег отдохнуть.
Был интересный случай, проходили мимо детского лагеря. Володя с Юрой шли первыми и у них на байде синий флажок производства пресс-форм и штампов (ППШ), а за ними Саша с Леной — у них «триколор» России. Ребята на берегу подумали, что идёт гонка и давай кричать: «Россия! Россия!» Саша с Леной поднажали и обогнали Володю с Юрой. Какой восторг был у ребятишек, что Россия победила! Через полчаса с гор опять налетела гроза, она была сильнее первой, дождь буквально стоял стеной. Но и она, как и всё в мире бывает, закончилась.
При подходе к поселку Сухой на Байкале стояла большая красивая яхта, от неё отошла резиновая лодка с мотором и подошла к нам. Подъехавший мужичок расспросил нас, кто мы и откуда, куда идём. Узнав, что мы хотим побывать на Ольхоне, предложил за 15 минут нас туда доставить. На что мы ответили вежливым отказом, мы ещё не весь маршрут по восточному берегу прошли.

Фото: И на таких красавицах бывает скучно…

Остановились на ночлег на поляне около устья речки Сухая. Даже воду для ужина набирали из реки, а не из Байкала, с Анатолием приготовили замечательный рассольник. Володя предложил быть нам постоянными дежурными, а остальные будут нам помогать. На что мы ответили вежливым отказом, пусть каждый проявит себя…

22.07.2009г. Губа Таланка. Рыбацкий домик-банька. Вечер. (Л.М.)
Утром проснулся от шума дождя. Полежал, думал пройдёт, а он ещё сильнее пошёл, сегодня мы с Анатолием должны были готовить завтрак. Сбегал к байдарке, взял свой большой пляжный зонт, и мы под ним развели костёр. Дождь продолжался около часа, пока мы готовили завтрак. Когда вышли на маршрут, дождь прекратился, но скоро опять пошёл. И так продолжалось почти весь день. При подходе к ночёвке встретили двух рыбаков на лодке, и они предложили переночевать в избушке-баньке на берегу речки. Сказали, что домик большой и мы сможем все там поместиться, что мы и сделали…

23.07.2009г. (Колосов.)
Байкал – как много в этом слове! Могуч и величав, непредсказуем. Подавляет своим величием и нравом. В основном мои представления о Байкале оправдались. Есть что-то в нём одушевлённое. Где-то подсознательно ощущаешь — это живой разумный организм. Он одновременно испытывает нас и в определённые трудные моменты нам помогает. Вроде того: держите ушки на макушке, не расслабляйтесь. А за ваши труды и терпение я вам покажу мои красоты, искупаю в целебных чистейших водах, погрею ярким солнышком.
Спасибо тебе, Батюшка Байкал!

В баньке у домика увидели гнездо ласточек. Осторожно, чтобы не спугнуть, сфотографировали ласточат.

23.07.2009г. Село Турка. Вечер. Л.М.
Вечер, солнце садится за горизонт противоположного берега. Скоро мы будем идти вдоль западного берега, а пока смотрим на него с восточного. Но обо всем по порядку.
Вышли мы с утра из нашего временного пристанища под названием «рыбацкий домик-баня», а на воде сплошной туман. В избушке все спали на нарах, только Лена на панцирной сетке, которая, уверен, скрипела постоянно, но я, конечно, этого не слышал. Когда я сплю, мне всё равно, ведь я сплю. Да, несколько слов о находках. Около избушки обнаружили несколько могил. В них похоронены ссыльные, которые жили в этих местах. И вот что поразило — одна могила была ухоженная и даже поставлен памятник из мрамора, хотя этот человек похоронен в 1949 году. На памятнике надпись от внуков и правнуков. Это удивительно, найти могилу деда, привезти памятник, установить и следить за ним. А ведь рядом нет ни городов, ни сёл, да и дороги нет, добраться можно только по воде. Вот такая история. Уходя из избушки, оставили рыбакам благодарственное письмо, значки с изображением автомобилей, два вымпела.
Два перехода шли в тумане вдоль берега. Через три часа подошли к городу Гремячинску, сделали перекус. На берегу стоит стол и две скамейки, и мы, как белые люди, посидели за столом. Народ сбегал за пивом и слегка оттянулся. Потом ещё шли часов пять до города Турка, в котором три экипажа закупили продукты и на окраине города мы остановились на ночлег. Рядом даже есть летнее кафе. Вечером принесли из кафе стол и ужинали за столом, а не на земле.
У нас пока всё ещё есть отставание от графика. И мы решили не проходить Баргузинский залив, а сразу же выйти на Святой Нос. Так мы нагоним отставание, других вариантов нет. Музыка в кафе играла до полночи, и мы спали не в тишине, как привыкли, а в центре цивилизации.

(Н.Шестерин. Запись после похода.)
Ну почему нам лень писать дневник?! Пройдёт всего несколько лет, и я уже никогда не вспомню, если не запишу, о встрече в Гремячинске с необычным бурятом: квадратное лицо с выступающими скулами, высокий и широкоплечий он выходил из лесопилки широкими шагами уверенно и быстро – таким я, к примеру, представляю себе Чингис-Хана. Лишь лицо, подпорченное, вероятно, частыми выпивками, портило впечатление…
Замечательный был у нас часовой отдых на берегу в большом селе Гремячинск за столиком, у стоящих на вечном хранении больших рыбацких лодок.

Позади по курсу виднелись красивые современные дома санатория. Сходили на экскурсию в магазин за пивом и кириешками, сели на лавки прямо на высоком берегу с чудным видом на Байкал. Рядом стоящий ящик, переполненный бутылками и мусором, не портил настроения. На меня накатило, и я раскрыл страницу дневника, а Леонид Малыгин в это время делал по обыкновению массаж плеч Наталье. Вот и получился спич. Смеялись от души и по-доброму…
=12.00-12.10=
Наташу мнут,
она кряхтит…
Ну… Леонид!
Колосов потом написал свой вариант спича.
Послали Толика
пустым вполне,
зато три кадра —
все о козе.

24 июля 2009г. Постирушка на песчаном пляже. Н.Ш.
Опять всю ночь не спал – машины шумели на шоссе, потом музыка громко играла в кафе летнем рядом с нами, потом живот заболел… Когда высплюсь? Наверное, в поезде, когда будем ехать домой.
Встали на песчаном пляже у мыса Каткова. Сегодня долго шли ввиду острова Ольхон и мыса Святой Нос. Завтра многое будет зависеть от погоды – вначале идём на Нижнее Изголовье Святого Носа – 27 км, а потом или на Ушканьи острова, или сразу на тот берег. И то, и другое потребует много работы. А пока – ложусь спать, завтра рано вставать – дежурные…

Фото: муравейник

24.07.2009г. Мыс Каткова. Вечер. Л.М.
Это последняя запись с восточного берега Байкала. Завтра идём на Святой Нос, но обо всём по порядку.
Сегодня Байкал сделал нам подарок. Солнце светило весь день и идти было очень комфортно. Правда, на одном из перекусов у нас с Толиком случился казус. Когда мы подошли к берегу, был приличный прибой. Вытащили байды носом на берег, корма была в воде. Берег крутой и сложен из гальки. Пока мы перекусывали, байдарка сползла ближе к воде. Приходим с перекуса, а у нас половина байдарки воды. Пришлось срочно вещи вытаскивать и вычерпывать воду.
Сегодня встали на ночлег пораньше. Постирали, себя привели в порядок, вещи подсушили. И опять ужинали за столом, что-то это у нас входит уже в традицию. За ужином к нам подошёл местный парнишка и попросил продать пачку сигарет, а у нас уже 3 года в команде нет курящих. Тогда он попросил что-нибудь поесть. Рассказал, что они приехали с отцом на рыбалку из села Максимиха, что расположено в Баргузинском заливе. Три дня назад отец уехал на попутной машине в село за запчастями для моторки, а у него продукты кончились. Наталья налила ему борща, хлеба дали. Вот такие у нас бывают гости.

25 июля 2009г. Баргузинский залив — Святой Нос. Н.Ш.
Стартовали в 6 часов 30 минут. Прошли три перехода около 18 км по направлению к Южному мысу Святого Носа. Волнение было около 3 баллов. Дул не сильно ветер Баргузин.

Фото: Переходим Баргузинский залив

К половине десятого ветер стих, небольшая волнишка. Две байдарки Колосова и Горина отклонились от нас вправо метров на триста. Пора наводить порядок. На передыхе зачитал вслух распоряжение по команде: «Объявить рулевым Горину и Колосову выговор за оставление экипажа флагманской байдарки один на один с «пятиметровыми волнам убийцами» Баргузинского залива». Для информации остальных объявлены «наказания» в походе: выговор, строгий выговор, лишение жизни через повешенье… камня к причинному месту и сброса нарушителя с байдарки в Байкал 
Ну, а вообще: всё идёт хо-ро-шо!

18.30. Всё ещё на воде. Идём вдоль Святого Носа. Пришлось объявлять «передых с дремотой» потому, что вдоль мыса дует хороший северный холодный ветер «мордотык». Немного поспали на камнях. Я успел пофотографировать природу Святого Носа. На одном из переходов увидели стоящий носом к берегу катер с работающим винтом – пассажиры успешно рыбачили «из-под винта». Ребята подошли к буксиру и попросили хариусов – от доброты душевной рыбаки подарили им около десяти штук. Двух рыбаков на катере представили как депутатов Государственной думы…
Встали на стоянку у небольшого безымянного ручья, впадающего в Байкал.

Вечером решил порыбачить в течении ручья на мушку. Первый заброс оказался результативным – поймал золотистого хариуса сантиметров пятнадцать. Потом ещё двух. Все подаренные и пойманные хариусы были зажарены на костре.

Рядом с палатками растёт молодая лиственница, на которой чуть выше высоты человеческого роста видны свежие следы когтей медведя – это косолапый пометил свою территорию. Чтобы ночью спать спокойно, пришлось вокруг палатки соорудить заградительный барьер из вёсел с надеждой на то, что они загремят при посещении хозяина тайги. Северный ветер к вечеру стих совсем, но ночью пошёл дождь и ветер задул уже с юга.

25.07.2009г. Неизвестная речка. Л.М.
Вот и закончился наш «субботник», потому что вышли в 6 утра, а на стоянку встали уже в десятом часу вечера. Пересекали Баргузинский залив до мыса Святой Нос. Нам нужно было пройти более 25 км без выхода на берег. Ветер менялся целых три раза, а попутный так нас и не порадовал. Маленькая зарисовка.
Николай: «Наталья, греби!»
Наталья: «Не могу!»
Николай: «Не можешь — сиди дома!». И Наталья загребла…
Устали очень. Высадились на южном мысе Святого Носа, перекусили и пошли дальше, а ветер задувал ещё сильнее. Прошли пару часов и выкинулись на берег, думали, что ветер утихнет. Отдыхали почти час, а ветер не утихал, решили продолжить путь. Встретили рыбаков из Москвы, на катере. Они угостили нас рыбкой. Шли очень долго, берега были неудобные высокие и каменистые. Уже в 10-ом часу нашли приличное место, где речка впадает в Байкал. Пока мы с Толиком готовили ужин, Николай умудрился поймать три хариуса. Вечером после ужина Лена всех хариусов поджарила. Очень вкусная рыбка. А ночью опять была гроза…
Продолжение следует
Байкал, байдарка, шторм, дневники адмирала Шестерина