о проекте

войти | регистрация

 
 

 

 
 

персоны

 
   
 

тема

 
   
 

топ блоги

 
 

Экспертное мнение

126.60

Сейчас скажу

73.87

Активный отдых

59.33

IT-баранки

48.50

Выборы. Конкурсы. Розыгрыши.

46.71

Вкусная жизнь

43.03

Додыр

39.58

Полит просвет

35.49

Выборы мэра Тольятти-2012

34.76

Развитие Тольятти

33.03


Все блоги

 
 
 
 

Автомобиль - не роскошь

 
обсуждение автомобильных новостей и проч
 

Олигопольная маржа: почему в России такой дорогой бензин

Прибыль, зарабатываемая нефтяными компаниями на реализации нефти на внутреннем российском рынке, явно чрезмерна.

Объявленный правительством «налоговый маневр» в нефтяной отрасли вызвал соревнование прогнозов по поводу того, на сколько в следующем году вырастут цены на бензин. Коридор велик – от 5-6%, по словам министра энергетики Александра Новака, до 10-15% в устах главы «Лукойла» Вагита Алекперова. Я склонен больше верить Алекперову, тем более что умеренные прогнозы роста цен на бензин от правительственных экономистов в последние годы не особо сбываются: только за последние 24 месяца цена на 95-й бензин, по данным Росстата, выросла примерно на 4,5 рубля за литр, а за три года, с октября 2010-го, – на 8 рублей! Ровно 3 года назад литр 95-го стоил в среднем по стране 24,7 рубля за литр, сегодня – 32,7.


Все эти повышения цен нам традиционно красиво объясняют какими-то «объективными» факторами.

Но давайте попробуем разобраться с ценовой арифметикой на базе отчетов самих нефтяных компаний. Вот, например, пояснения менеджмента «Роснефти» к финансовой отчетности компании по МСФО за 2012 год – там немного больше цифр, чем в обычной отчетности. Среди них можно найти такую, как, например, средняя цена реализации высокооктановых бензинов на внутреннем рынке в 2012 году – 30 000 рублей за тонну (стр. 24, первая таблица снизу).

Из чего цена складывается? Доля налогов в ней составляет примерно 56%. Это, в основном, акциз (на высокооктановые бензины, соответствующие классам 4-5, он составлял в 2012 году 6800 рублей за тонну), НДПИ (5000 рублей за тонну), а также прочие налоги (НДС, соцналог, имущество), всего получается где-то около 17 000 рублей.

Вопреки распространенному мнению, такой уровень налоговой нагрузки на топливный рынок не является аномалией. Если взглянуть на вот эту диаграмму, приводимую Управлением энергетической информации Министерства энергетики США, то вроде бы доля налогов в цене бензина здесь составляет всего 12% против наших 56%. Но речь идет о розничных налогах – у нас доля акциза на высокооктановые бензины в конечной цене сопоставима. Зато более 70% в структуре цены бензина в США занимает стоимость покупной нефти, большинство которой покупается на мировом рынке, и в цену которой входят… всевозможные налоги на добычу и экспорт нефти, взимаемые в странах-производителях (грубо говоря, те же самые наши НДПИ и экспортные пошлины). Если в этих 70% выделить налоговую составляющую, собираемую не в США, а в странах — экспортерах нефти, то получится, что доля налогов в цене бензина на американском рынке превысит стандартные 50%.

Но вот дальше начинаются вопросы. Дело в том, что операционные расходы у «Роснефти», согласно отчету компании, вовсе не так велики. Средние расходы на геологоразведку и добычу около 600 рублей на тонну, средние расходы на переработку, маркетинг и сбыт – около 700 рублей за тонну. Еще 600 рублей на тонну – транспортировка нефти по трубопроводам. Еще примерно столько же – общеадминистративные расходы. У «Лукойла», согласно все той же отчетности по МСФО, цифры похожие – чуть более 2000 рублей за тонну все вместе.

И вот здесь возникает вопрос: 17 000 рублей налогов и 2000-3000 рублей объективных операционных расходов – о'кей, 20 000 рублей за тонну.

Но куда же девать разницу с ценой реализации в 30 000 рублей за тонну высокооктанового бензина, которую указывает в своем отчете «Роснефть»?..

Ну, допустим, есть расходы розничных трейдеров – транспортировка, нефтебазы, АЗС. Но только не говорите мне, что они сопоставимы с затратами и налоговыми платежами по всей цепочке деятельности большой интегрированной нефтяной компании – это не может объяснить, откуда к налогам и операционным расходам добавляется еще треть цены.

Это подтверждение того, что цены на бензин в России могли бы быть существенно ниже, если бы не бесконечно раздутая маржа реализации, которая, в свою очередь, возможна благодаря сквозной олигополизации нефтяной отрасли в добыче, переработке и сбыте (подробнее об этом говорилось здесь). Поэтому мы вынуждены верить на слово рассуждениям нанятых участниками рынка «экспертов», которые все время разъясняют нам, что в повышении цен виноваты налоги, мировые котировки нефти и все кто угодно, но только не сами поставщики нефтепродуктов.

Значит ли все это, что бензин в России должен стоить, скажем, 20 или 25 рублей вместо 30 с лишним? Не обязательно. Разумеется, нефтяники должны зарабатывать прибыль на своей деятельности. Цена каким-то образом будет коррелировать и с мировыми котировками, поскольку всегда есть возможность нефть или нефтепродукты экспортировать.

Однако сегодня, в отсутствие конкуренции, размер прибыли, зарабатываемой нефтяными компаниями на реализации нефти на внутреннем российском рынке, явно чрезмерен, что видно из приведенных выше цифр. Только конкурентная среда могла бы «придавить» зарабатываемую сегодня излишнюю олигопольную маржу. Если и не снизить цены на бензин – то, например, создать пространство для дополнительного повышения акцизов с целью увеличить финансирование дорожных фондов (проблема неразвитости дорог волнует автомобилистов не меньше, чем рост цен на топливо).

Что касается налоговых маневров правительства в нефтяной отрасли, то, честно говоря, автор этих строк уже потерял нить, какие цели этими маневрами преследуются. Пока мы видим, что нефтяные компании блестяще используют любые налоговые изменения для оправдания накрутки цен, которые растут космическими темпами. А структурные и фискальные выгоды от «налоговых маневров» неочевидны и в длинном горизонте не проявляются. Все стремятся стимулировать модернизацию НПЗ, но глубина переработки и выход светлых нефтепродуктов пока так и остаются на уровне начала 2000-х. Представляется, что конкуренция могла бы быть более серьезным стимулом строительства современных НПЗ по сравнению с мерами налоговой и таможенной политики, если допустить к добыче независимых игроков.

Но в реальности, вспоминая про поглощение ТНК-ВР и объявленные дальнейшие экспансионистские аппетиты «Роснефти», о конкуренции остается только мечтать.

Так что, уважаемые автолюбители, когда будете видеть на автозаправках растущие ценники, знайте: вы платите за усиление государственного контроля над нефтяной отраслью и ее консолидацию. Ничем другим рационально объяснить раздутые топливные ценники невозможно.
Было написано это всё вот тут.
бензин, бензиновый кризис, картельный сговор, цены на бензин

Комментарии (26)

+
+4
— Почему цена нефти в мире падает, а цена бензина растёт?
— Видимо, дорожает то, чем бензин разбавляют.
avatar

yandex

  • 24 октября 2013, 14:34
+
+5
Так что, уважаемые автолюбители, когда будете видеть на автозаправках растущие ценники, знайте: вы платите за усиление государственного контроля над нефтяной отраслью и ее консолидацию.

Есть. капитан!
Ну и хер ли от этой информации?? Я эту тему могу и дальше помусолить, как с этим бороться и противостоять?
avatar

Santa

  • 24 октября 2013, 14:49
+
+2
Можно пытаться противостоять этому при помощи жалоб в контролирующие органы, такие, как ФАС и Росстандарт.
avatar

yandex

  • 24 октября 2013, 15:15
+
+3
Можно пытаться противостоять этому при помощи жалоб в контролирующие органы, такие, как ФАС и Росстандарт.

Ехать-то всё равно надо.

можно еще и Машку за ляжку, пока вы будете с ветряными мельницами биться в кармане ничего не останется, не, тут другие способы нужны))))
avatar

Santa

  • 24 октября 2013, 15:29
+
+2
почему да почему
понятно же — единососы и иполитка виноваты :)
avatar

CMEPIII

  • 24 октября 2013, 15:04
+
+2
чет народ заскучал по иполитке)))) больно часто стали его вспоминатьпоминать
avatar

yandex

  • 24 октября 2013, 15:17
+
+3
не, нам такой хоккейист нах не нужен, пахнет плохо… Хотя уверен, он тут, но ведет себя по человечески…
avatar

Santa

  • 24 октября 2013, 15:31
+
+1
бутылка мельника тогда мозги вправила видать)

П.С. иполитка выходи из сумрака)))
avatar

yandex

  • 24 октября 2013, 15:46
+
+1
в Испании бензин 95 стоил прошлым летом 1.4 Евро или 60 рублей в пересчете, в Греции этим летом брали машину-меньше 1,8 Евро/литр или 77 рублей нигде не встречал… Так что нам есть куда еще стремиться… За ВТО придется расплачиваться налогоплательщикам!
avatar

Kent063

  • 24 октября 2013, 16:19
+
0
в этих странах нет нефти.
на ближнем востоке бензин дешевле будет. там все для ГРАЖДАН.
avatar

chip

  • 24 октября 2013, 22:44
+
0
-«По состоянию на начало XXI века Норвегия входила в тройку крупнейших в мире экспортёров нефти, наряду с Саудовской Аравией и Россией. „
-“Самый дорогой бензин в Европе по-прежнему продается в нефтедобывающей Норвегии, отмечают аналитики. Цена 95-го бензина в пересчете на российские рубли на начало июля 2012 года в этой стране, исходя из официальных данных, в среднем составила 79,8 рубля за литр. При этом Норвегия с долей в 2,5% занимает 14 место в мире по добыче нефти и является одним из ее крупнейших независимых экспортеров.

РИА Новости ria.ru/economy/20120814/723188426.html#ixzz2ii0LLIGH

а на это что скажете?
avatar

Kent063

  • 25 октября 2013, 09:30
+
+1
Кент, с Норвегией не удачный пример, там налоги с нефтяников более 50% и Норвегия и Шведция — самые социально ориентированные страны. Возьми ОАЭ, бензин на наши деньги 16 рублей за литр 98, это у них в этом году подорожание произошло, очень сильно переживали, а было 11 рублей. Также нужно учитывать качество нефти, Юралс. Брент или Лайт
avatar

Santa

  • 25 октября 2013, 09:33
+
0
не забывай как добывается нефть в Саудовской Аравии и в Норвегии и России. В однос случае копни лопатой и нефть, в другом 3-4 километра… Я к тому, что стоимость горючки не самая высокая у нас если мы себя все же к Европе движем, и в се истерии по поводу повышения цен все равно сотрясание воздуха… Газ для населения за 5 лет подорожал более чем на 100 % В 2007 я платил 1,78 р за куб, сейчас 3,68… и Это еще окончательное повышение!
avatar

Kent063

  • 25 октября 2013, 09:40
+
0
не окончательное
avatar

Kent063

  • 25 октября 2013, 09:41
+
0
у арабов уже дешевая нефть кончилось, среднемировая стоимость добычи выросла, это кстати одна из причин роста цен
avatar

Santa

  • 25 октября 2013, 09:43
+
0
а у Норвегов вообще алес. англичане уже Газпром просят от «Северного потока» ответвление до них сделать. А с ценами на газ для населения — это да, писдец подкрался незаметно…
avatar

Santa

  • 25 октября 2013, 09:45
+
0
«Жить стало лучше, жить стало веселее!»
И В Сталин
avatar

Kent063

  • 25 октября 2013, 09:48
+
0
«не забывай», что у арабов низкие цены на топливо внутри страны — принципиальная позиция властей.
avatar

chip

  • 25 октября 2013, 09:56
+
0
ну и???? все будем ездить заправляться в СА? )
avatar

Kent063

  • 25 октября 2013, 09:59
+
0
да нет… просто очень жаль, что у наших властей нет такой позиции)))
avatar

chip

  • 25 октября 2013, 10:04
+
+2
Там, короли и их тейпы — настоящие хозяева, люди первого сорта, у нас хозяев нет, мы торгаши, у кого карман набит доллярами — тот и первого сорта…
avatar

Santa

  • 25 октября 2013, 10:07
+
+1
)))
первого сорта
колбаса второй свежести!
avatar

slavabeaver

  • 25 октября 2013, 11:21
+
0
а вот собственно и ответ на все вопросы:

МОСКВА, 29 октября. /ИТАР-ТАСС/. Чистая прибыль ОАО «Роснефть» по международным стандартам финотчетности /МСФО/ за 9 месяцев 2013 года выросла по сравнению с тем же периодом годом ранее почти в 1,5 раза до 417 млрд рублей. Об этом сообщает компания.
По итогам 9 месяцев 2012 года чистая прибыль компании составляла 285 млрд рублей.
avatar

chip

  • 29 октября 2013, 15:00
+
0
дивидендики теперь попилят
avatar

yandex

  • 29 октября 2013, 15:03
+
0
да вообще такое ощущение что в карман залезли…
avatar

chip

  • 29 октября 2013, 15:05

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
 
 

 

Прямой эфир

 
 
 
 

Тэги

 
   

 

 
             
 

Войти

Регистрация

Разделы

Новости

Блоги
Персоны

Газета

Блоги

Коллективные

Персональные

Инфо

О сайте

Правила

Соглашение

Услуги

Реклама

Партнерская программа

         
             
 

Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)

Разработка сайта:

   

Дизайн: Грасмик Александр

Движок: LiveStreet