Такеши Китано и две модели организации хозяйства)
|
|
Есть такое понятие «степень свободы», которое, не успев родиться в среде экспериментаторов-физиков и инженеров, живо перекочевало во всякие другие интересные места. Кому интересна «правильная» интерпретация, может посетить словари, я же быстро дам свою:
СС — количество независимых граней явления, это явление составляющих. Понятно, что степень свободы как умозрительная концепция (впрочем, как и многие другие вещи в физике) часто существует «in the eye of the beholder» (считать это продолжением программы 3 английских слова в день для читателей сайта), а иначе говоря, сугубо в голове наблюдателя.
Понятие это, как мне кажется, вполне можно применить к искусству. То искусство, которое по умолчанию дает сотворцу (зрителю, читателю, слушателю...) максимальное количество «расходящихся тропок», и есть наиболее свободное. При этом мне не хотелось бы сейчас здесь обсуждать плюсы, минусы, пределы и стремления свободы в искусстве. Речь о другом.
Другого зовут Такеши Китано, и прославиться он успел многим. Подробности знает Википедия, а я знаю его фильм «Zatoichi» (как говорят, надо переводить как «Слепой Ичи»). И фильм мне кажется достаточно хорошим образцом того, как можно совместить увлекательность и легкость со сложными и, казалось бы, ненужными массовому зрителю сценами.
Разумеется, в лучших традициях кинообзора рассказывать про сюжет ничего не буду. Изложить, интерпретировать и «собрать» его может каждый зритель, благо фильм не новый и в свободной продаже имеется.
Перескажу только один эпизод, в котором действует две пары — бедная крестьянка и слепой костоправ-мастер меча, а также ронин и его больная жена.
У обеих пар сложная ситуация: крестьянка вынуждена работать больше из-за повышения налогов, Затоичи — инвалид, который на жизнь себе мечом добывать не может, а способности костоправа востребованы не всегда.
Ронин не имеет работы, находится в пути, а жена его больна, причем сильно. Лечение, по мнению ронина, требует больших затрат. И вот здесь, внимание, момент выбора показан на экране очень четко (сцены следуют друг за другом):
Крестьянка отправляется на грядки, не надеясь на помощь Затоичи, но тот, в результате упорных тренировок, способен рубить дрова вслепую. А вечером он лечит крестьянку мастерством своих рук. Денег между ними так и не появляется.
Ронин считает, что для лечения жены необходимы деньги. И отправляется делать то, к чему он приучен — убивать за эти самые деньги людей. При этом жена тщетно пытается ему сказать, что не в стоимости лекарств причина болезни. Но нет — между ними возникает финансовый призрак. Самурай служит совсем не жене, слушая свой собственный внутренний голос, повелевающий достать денег. Жена же, вместо того, чтобы предпринять решительные действия, лишь мягко переубеждает его, впрочем, напрасно.
В этой краткой зарисовке (вряд ли занимающей больше 3 минут экранного времени) показаны модели экономики (условно натуральной и условно рыночной) и отношения между людьми (неформальные между незнакомцами и формальные между семейной парой). Какая пара преуспела в итоге? Самурай с женой мертвы, крестьянка с Ичи живы) Делайте выводы, граждане экономисты)
Такое кино. Много что еще можно оттуда вытащить, но лучше вы сами посмотрите картину Китано, где сам режиссер сыграл главную роль)
Комментарии (12)
Ivan_Burduh-Ali
woken
Давно смотрела этот фильм. Мне кажется, сейчас бы не осилила, а тогда понравился.
Dobrovolec
woken
Dobrovolec
А к «Убить Билла» как относитесь?
Shadow
Dobrovolec
Вот, по моему мнению, Китано — японский Тарантино )
Shadow
Она засмеялась, она улетела»)
Ivan_Burduh-Ali
Ivan_Burduh-Ali
Я все его фильмы скачал, правда не все еще посмотрел.
Shadow
woken
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.