Телефонное право. Конец эпохи представительной демократии
|
|
На минувшей неделе вступило в силу требование МЧС, согласно которому в зале заседаний Тольяттинской городской думы могут находиться одновременно не более 49 человек – в целях пожарной безопасности. Учитывая, что в думе одних только депутатов 35 душ, первыми под сокращение попали журналисты, на заседания их теперь не пускают. Что, впрочем, уже не важно. Проанализировав ситуацию, «ПН» пришел к выводу, что депутаты как таковые теперь вообще не нужны: информационные технологии все больше позволяют гражданам представлять свои интересы лично, а не через посредника. Как мобильные телефоны убьют представительную демократию – об этом мы рассуждали на минувшей неделе.
Напомним, что представительная демократия – это политический режим, при котором основным источником власти формально является народ, но фактическое управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Предполагается, что депутат действует от имени и в интересах своих избирателей и, нажимая на кнопку голосования, выражает отнюдь не собственное мнение, а мнение большинства граждан.
На практике это не работает. Мы не знаем ни одного случая, чтобы какой-либо депутат, например нашей городской думы, хоть раз спросил своих избирателей, как ему голосовать на ближайшем заседании. Да и сами избиратели порой понятия не имеют, что все решения думы принимаются от их же имени. Таким образом, депутат выражает чьи угодно интересы, только не своих избирателей, потому что, во-первых, он их и не спрашивает, как ему голосовать, и, во-вторых, сами избиратели в свою очередь тоже не дают депутату никаких поручений. Предвыборные обещания и наказы не в счет, они составляют менее одного процента от всего, что принимает депутат в думе.
При этом никогда не скрывалось, что принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоев населения.
Много сотен лет (с 930 года, когда в Исландии появился первый парламент) представительная демократия оставалась единственно возможной формой участия граждан в управлении государством. Из-за больших территорий стран регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях было затруднено. Но на современном историческом этапе развития информационных технологий картина постепенно меняется. Честно говоря, мы даже не знаем, почему идея о полной ненужности депутатов в XXI веке не пришла никому в голову раньше.
Суди сами. Практически 100 процентов населения уже имеют мобильные телефоны. С их помощью мы голосуем за победителя «Евровидения», совершаем покупки, отслеживаем местонахождение супругов. Почему же мы до сих пор не голосуем при помощи телефонов на выборах? И, что главное, почему мы не голосуем по думским вопросам сами, лично?
С технической точки зрения уже сегодня нет никакой проблемы задействовать в голосовании не 35 депутатов, а всех 560 тысяч тольяттинцев, достигших 18 лет. Задайте себе вопрос: вот лично вам нужен депутат только для того, чтобы он нажимал на кнопку вместо вас? Что бы вы предпочли: принимать решения по вопросам городского значения лично или делегировать это право кому-то другому? А вот вопрос на засыпку: вы вообще знаете фамилию вашего депутата в Тольяттинской городской думе? А фамилию вашего депутата в губернской думе? В Государственной? Они хоть раз спросили вашего мнения о вопросах, по которым они голосуют от вашего имени?
Мы убеждены, рано или поздно поднятый нами вопрос будет задан всерьез. Депутаты становятся ненужными, так как исчезла сама необходимость в них. В 930 году викинги избирали депутатов в первый парламент, потому что помещение Альтинга не вмещало все население Исландии, а сотовых телефонов тогда еще не изобрели. Почему мы выбираем депутатов сегодня, когда у каждого есть возможность довести свое личное мнение по любому вопросу, – непонятно.
Кто-то справедливо возразит: ведь депутат не только нажимает на кнопку, но еще и разрабатывает сами законы. В теории это так. На практике – не смешите нас. Депутаты уже давно ничего не разрабатывают сами. Законы, принимаемые Госдумой, пишут в администрации президента. Законы губернской думы пишут в областном правительстве. Местные нормативно-правовые акты пишут специалисты думы и мэрии, изредка – депутаты.
Думу-то как таковую, конечно, можно оставить. Пусть там работают эксперты: экономисты, юристы, аналитики. Пусть они рассылают жителям Тольятти по электронной почте документы. Пусть политические партии, наконец, займутся своим прямым делом – влияют на общественное мнение и убеждают, что голосовать надо так-то и так-то. Мы будем их внимательно слушать. И голосовать так, как решим сами.
Самое интересное, что с юридической точки зрения все это возможно даже в рамках действующего законодательства. Количество депутатов ТГД может быть любым, например 560 тысяч. Кстати, зал заседаний в этом случае вообще не понадобится.
Александр Гремин, «Понедельник», № 33 (407), 27 сентября 2010
Комментарии (3)
slavasmirnov
Фантастика.
IT-redactor
Но если пробежать по деталям — так оно и есть.
Нам нужно теперь лишь определиться с понятием «порно».
slavasmirnov
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.