На фото: «Рязань»- пароход из серии Hansa -A — родственник -близнец нашей «Генриетты Шульте»
Итак, продолжение истории славного корабля-рефрижератора «Корсаков», погибшего в 2004 году, у моста на реке Сок (старая дорога Тольятти-Самара) Продолжение в письме самарского друга.
Начало смотреть здесь
Дорогой друг!
«Сквайр Трелони, доктор Ливси и др. джентльмены попросили меня написать" продолжение истории одного корабля, начало которой было положено в один из тех непогожих зимних вечеров 2013 г., когда снежные заряды, повинуясь потокам студеного ветра, бесновались за окном в беспорядочном вихре и картины прошлого выплывая из мглы времен, оживали в памяти, приобретая свои вполне осязаемые очертания.
«Сестра – назови имя»!
Кто такая эта — Генриетта Шульте, откуда она взялась? Почему так много кораблей носит и носило именно ее имя. Ведь ни в энциклопедии ни в википедии никаких данных о ней нет. Стало быть, она, вероятно, принадлежала к известной в узких кругах фамилии. Так появилась маленькая зацепка. Направление поиска сузилось и оказалось верным. Никогда бы не подумал, что в маленьком городишке Германии, в Нижней Саксонии, вдали от моря могут располагаться самые современные корабельные верфи в мире. Сейчас этот городок под названием Папенбург,
с населением 35 тыс. человек! строит самые большие в мире круизные лайнеры.
Верфь Папенбурга фото с сайта г.Папенбурга
Название реки на которой рождаются эти океанские красавцы ни о чем не говорит, пожалуй, даже жителям самой Германии. Она в несколько раз уже и мельче Волги. Но именно в этой болотистой местности (по прямой до моря 38 км, а по реке 100км.) с
давних времен располагались верфи. И в этом городке в 1883 году герр Йохан Герман Шульте на пару со своим другом Кристофом Брунсом создали судоходную компанию Schulte & Bruns, сокращенно S&B. Эта аббревиатура с некоторыми изменениями дожила до наших дней и так и красуется на дымовых трубах судов компании. Тогда, в XIX веке все началось с парусника, ну а потом пошли пароходы, в т.ч. и «Хенриетта Шульте», но еще не наш, а ровесник первой мировой войны. Наверное это была идея отцов основателей, называть корабли компании именами женщин своей семьи. Сожалею, что небрежно относился к изучению иностранных языков в школе, на англоязычных сайтах гораздо больше информации по интересующей нас теме, но языковой барьер снижает активность нейронов, мешая им разогнаться в полный рост. Шучу! Интересно, что и после нашей Генриетты — Корсакова, было построено еще несколько Генриетт.
«Генриетта Шульте Вильгельмина»
Фотографии прикладываю. Есть и 1951г. и 1966,
«Генриетта Шульте Элизабет»
и 1974 г. постройки и др. Особенно красив ныне бороздящий океаны
контейнеровоз «Генриетта Шульте». Но наш пароход все — таки особенный, с необычной судьбой, даже странно, что за столько лет своего Жигулевского противостояния (в смысле напротив Жигулей) он так и не обратил на себя внимания властей.
«Генриетта Шульте» – птица «Феникс»?
Вообще, судя по имеющимся архивным документам и рапортам времен ВОВ, наш пароход давно погиб (по одним данным это случилось 9.01.1945г. или по другим 16.01.1945г. в составе конвоя Ella Holm Julius Rutgers-Marta). Был потоплен подводной лодкой
Щ-307 «Треска» КЗБалт.флота залпом двух торпед в 21ч. 46м. и затонул в точке 56«10,8 сев.шир./20»19,4 вост.долг. Да, красиво звучит, лаконично и победно, не без чувства гордости за наших моряков, честно говоря. Тем более, что моряки вообще — отдельное по героизму, стойкости и отваге братство людей, а уж тем более моряки подводного флота.
От Aceton:
Вот, самое позднее «потопление ГШ» В выдержках из мемуаров «9 мая 1945 г. Воспоминания» адмирала В.Ф. Трибуца, читаем о событиях января 1945 г.: «За короткое время было потоплено и повреждено несколько крупнотоннажных транспортов. 20 января, после корректировавшейся с воздуха стрельбы батареи гвардии капитана Лачина, южнее мола порта Клайпеда выбросился на берег, получив попадание, немецкий транспорт «Генриетта Шульце.
Вот такой пассаж
« Что» стоит на Поклонной горе?
Но вернёмся к торпедной атаке, ведь данные о ней зарегистрированы немецким сторожевиком V-317, шедшим в охранении конвоя. Правда он не фиксирует попадание торпед в цель. Но это уже не наши отчеты, а противника. По данным нашего ВМФ корабль был уничтожен, хотя в отчетах ВВС говорится о том, что транспорт «Хенриетта Шульте» потоплен 17.01.1945 г. советскими бомбардировщиками. Что и говорить, живучий попался корабль, но наверное главное, что все таки потопили, а уж кто и как, пусть останется записью в статистике побед на море. Итак, на бумаге кораблю приписали гибель в 1945 г., причем дважды, а на самом деле он пережил миллениум, не смотря на то, что корабль переимоновали, а это считается плохой приметой. Такая вот, неувязочка приключилась. Подводную лодку Щ-307 наградили орденом Боевого Кр.Знамени 6.03.1945г., командиру дали Героя. Но мы не имеем права скептически оценивать боевой путь прославленной субмарины. Хотя и ее судьба в чем -то символична и в какой то мере перекликается с судьбой «потопленного» ею парохода. Дело в том, что когда наш «Корсаков» исправно бороздил просторы мирового океана под красным флагом Победы, комиссия по утилизации приняла решение исключить из состава флота старую подлодку Щ-307 «Треска». Шел 1957 год. Лодка уже много лет была не на ходу, а выполняла роль учебного экспоната стоя у стенки пирса. Однако было принято решение, сохранить боевую рубку и срезав ее установить в качестве монумента у штаба бригады подводных лодок Балт.флота в г.Лиепае (Латвия) на вечную память.
Рубка Ш-307 простояла в этом статусе до 1994 года, пока вероятно местные власти молодого независимого государства вежливо не попросили убрать экспонат как нежелательное напоминание об исторических казусах на карте Европы и братской дружбе союзных республик. Как бы то ни было, рубку «Трески» или вернее то, что от нее осталось решили установить на Поклонной горе в Москве к 50-летию Победы. Так и сделали, но как всегда очевидно занимались этим вопросом люди далекие от бережного и трепетного отношения к исторической правде и пониманию важности момента, потому что то, что в итоге установили на Поклонной горе
отдаленно напоминает часть боевого корабля, а точнее вообще не имеет к нему никакого отношения. Да простят мне мои домыслы — любые специалисты. Невооруженным глазом видно, что это вовсе не боевая рубка подлодки, а просто муляж, дешевое изделие гаражного кооператива, новое, гладкое, с уже проржавевшими железными листами обшивки (даже слова такого употреблять не хочется), спасибо хоть орудие догадались установить похоже настоящее,
зато все остальное… На фото хорошо видно, что было раньше, в Лиепае, и что осталось от «Трески» в 90-е, комментарии излишни. Конечно, такой подход к собственной памяти удручает. Читаешь отчеты и видишь, по одним данным лодка потопила за войну 3 корабля и 1 п/л противника, по другим потопила 7 транспортов и три повредила, по третьим потопила 9 кораблей и 2 повредила и т.д., и не знаешь каким цифрам верить. И в какой разряд попала наша «Хенриетта Шульте» в этих списках?
Интересен сам факт, что и «Корсаков» и символ потопившей его п/лодки стояли одновременно в течение десяти лет каждый на своей вечной стоянке, пароход на берегу под Самарой, лодка на Поклонной горе возле искусственного пруда,
где будет стоять и дальше, как символ теперь уже окончательной «победы» над «Хенриеттой Шульте», а также, нашего всепобеждающего равнодушия к самим себе и собственному прошлому.
Мне не хотелось бы на такой пессимистической ноте закончить краткий рассказ об одном корабле, волею провидения заброшенным на берега Сока. И даже не потому, что можно еще много рассказать о нем, а именно то, что теперь уже навсегда останется в памяти народной в качестве легенды, например как наш «Корсаков» в 60-е годы вез оружие борющемуся народу Въетнама и был атакован и потоплен доблестными американскими ВВС, но в очередной раз не затонул, а своим ходом потихоньку выбрался из заварухи.
Дело в том, что сумрачный германский гений заложил изначально в конструкцию парохода ноу-хау, все борта корабля изнутри были выложены пробковым деревом, толщиной 40 см., таким образом, судно не теряло плавучести при любом повреждении корпуса ниже ватерлинии, к тому же такая обшивка защищала и от холода зимой и от жары в тропиках. Такой вот непотопляемый термос — холодильник получился, не случайно его и использовали в качестве морозильника долгие годы. Но это же пробковое дерево послужило причиной гибели, искра от сварки попала на обшивку, десятилетиями выдержанную и высушенную и остановить разроставшееся пламя было уже невозможно…
В традициях — что-то есть ...
Нам остается только любоваться корабельной архитектурой и мощью современных «Хенриетты Шульте» и «Корсакова». Да, да, старина,
«Корсаков»такой корабль ходит по морям и даже не так давно попал, в сводки мировых новостей. Но это уже совсем другая история… А мне пора остановиться и заглянуть в придорожный бар. Пропустить стаканчик за Генриетту и Корсакова. Семь футов под килем! Если я о чем -то умолчал по забывчивости, разрешаю тебе дополнить от себя лично и проиллюстрировать. Крепко жму руку!
дядя Камилл.
Комментарии (3)
Aceton
robocop
Misha
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.