о проекте

войти | регистрация

 
 

 

 
 

персоны

 
   
 

тема

 
   
 

топ блоги

 
 

Экспертное мнение

126.60

Сейчас скажу

73.87

Активный отдых

59.33

IT-баранки

48.50

Выборы. Конкурсы. Розыгрыши.

46.71

Вкусная жизнь

43.03

Додыр

39.58

Полит просвет

35.49

Выборы мэра Тольятти-2012

34.76

Развитие Тольятти

33.03


Все блоги

 
 
 

Сейчас скажу

 
Блог для всех кому есть что сказать.
 

ТЛТ как город будущего: взгляд из прошлого

Недавно прочел, что тольяттинец Михаил Лёзин поучаствовал в формировании визуального образа Перми.

А недавно он же перепостил в ЖЖ небезынтересную, на мой взгляд, статью об эстетике Тольятти. Отрывки и ссылка под катом:

«Как помочь молодому, бурно развивающемуся промышленному центру стать городом для Человека, городом, где бытовое и торговое обслуживание населения, сама окружающая среда будут способствовать его труду и отдыху, отвечать растущим потребностям личности?



В ряд важнейших проблем растущего нового города сегодня выдвигается проблема создания комфортной городской среды, которая психологически воспринимается как предоставляемая городом «услуга».

Из беседы с первым секретарем Тольяттинского горкома КПСС Сергеем Ивановичем ТУРКИНЫМ:
— За что вы любите свой город?
— За динамизм, молодость, движение…
— Есть ли у вас в городе любимые уголки, куда вы приходите отдохнуть, подумать?
— Монумент в честь жителей города, погибших в Великую Отечественную… Сквер, где конструкции, рассказывающие об истории транспорта… Танцплощадка у нас красивая.
Впрочем, будем честными — городская среда у нас оставляет желать лучшего. Причина, на мой взгляд,— в дефектах современной системы проектирования города. Практика показала — без участия дизайнера полноценное формирование нового города невозможно…



Из беседы с главным архитектором Управления капстроительства и культурно-бытовых объектов АвтоВАЗа Семеном Михайловичем ВИНОГРАДОМ:
— Вдумайтесь: Тольятти с его 650-тысячным населением обеспечивает около процента государственного бюджета! На «Жигулях» ездит вся страна. Так не пора ли подумать о тех, кто этот доход приносит, яти машины делает? Мы, конечно, о человеке думаем, но о человеке абстрактном. А это, в конечном счете, и есть равнодушие к человеку. Примеров отчужденности от конкретного жителя конкретного города, многоликой, как сказочная гидра, не счесть. Здесь и отравление природы, и кинотеатры, которые строятся в последнюю очередь… А принципы формирования самого города»? Известны, нормы, необходимые для «нормального существования» человека: на каждую тысячу должно приходиться столько-то метров жилья, такое-то количество деревьев, учреждения социально-культурного назначения определенной пропускной способности и т. д. Но люди в городе живут, а не «нормально существуют». И норм этих, давным-давно устаревших, им мало. Скажем, выстроили мы крупные центры общественного питания, «махом» обеспечив требуемое количество мест. Но люди туда не идут! Им сегодня маленькие, уютные кафе нужны, и побольше. Или отгрохали огромный рынок, а о легких конструкциях для летней торговли забыли. В итоге летом этот самый рынок Шанхай напоминает. Не говорю уж о том, что в Тольятти практически нет сомасштабных человеку сооружений: киосков, беседок и т. д. — строительство их все теми же пресловутыми «нормами» не регламентируется…
… Парадокс — мы с Центральным районом — «Старым городом» — кругом ошиблись, но он хоть в какой-то степени для жилья приспособлен…


Из беседы с работником отдела культуры горисполкома Александром Ивановичем ЗОЛОТАРЕВЫМ, социологом:

— Патриархальный Ставрополь исчез, и, казалось бы, нечего с ним возиться. Но что интересно: недавно отмечавшийся 250-летний юбилей Ставрополя был неожиданно близко воспринят всеми жителями современного Тольятти, Праздник, показал, насколько велико значение истории для жителей молодых, городов, в большинстве своем приезжих, оторванных от привычной социально-исторической среды. Оказалось, что процесс адаптации, принятия новых условий жизни протекает быстрее и легче, если в городе есть яркая архитектура, значительный культурный потенциал, то есть то, что как раз и складывается за годы длительного исторического развития. Однако современная городская архитектура Тольятти безлика. Учреждений социально-культурного назначения катастрофически не хватает. К, примеру, во время строительства ВАЗа на стройплощадке осваивалось до 1,5 млн. рублей в день, а Дом культуры ВАЗа только-только вступает в строй — он не был построен ни в 1971 году, как было запланировано, ни в четыре других срока. И повышенное внимание к, городу, оставшемуся на дне водохранилища,— это реакция на отсутствие индивидуализированной городской среды, стихийное желание сотворить «лицо» города.

Сегодня своего лица у Тольятти нет. Как ни обидно, но приходится констатировать — психологически и творчески архитекторы оказались не готовы к созданию того города, о котором мечтали. Писалось и говорилось об этом немало. 10—15-километровые разрывы между районами, имеющими к тому же различную историю возникновения и развития, не только привели к образованию огромных, ничем не заполненных пространств, но сократили и без того куцые возможности для культурного развития и досуга. Потерян масштаб застройки. Преобладают типовые дома. Но этим далеко не исчерпывается перечень допущенных в Тольятти промахов. Нет смысла в очередной раз доказывать известную истину, что город — это не механическое соединение жилых домов, клубов, кафе, поликлиник, как бы хороши они ни были и как бы красиво друг по отношению к другу ни располагались. Город — это живой организм. И среду его, как и любого жилища человека, создают «важные мелочи».
Архитекторы, разумеется, прекрасно сознают эту проблему, но современные методы домостроения оказываются сильнее идей архитекторов. Ориентиром здесь выступают нормы Госстроя, которые выводятся в основном из количественных характеристик и мало учитывают такие качественные параметры, как специфика работы основной массы жителей, возрастной и социальный состав населения, исторические условия и природные особенности местности. Градоформирующие, градостроительные ячейки существуют как бы в некой изоляции от жителя, от того, кто живет вокруг.



Из беседы с работницей АвтоВАЗа Натальей Николаевной ФРОЛОВОЙ:
— Посмотрите на наш конвейер — уверена, что он вам не понравится. А если по восемь часов в сутки одну и ту же операцию выполнять? После смены уже на улицу выходишь, а перед глазами гайки как заведенные мелькают… Потом садишься в автобус, а за окном мелькают все те же «конвейерные» дома. Только в лесу в выходной и отойдешь немного. Честное слово, если бы не квартира — уехала бы отсюда…

Конвейер… Его механическое движение наносит урон не только психике человека. Оно порождает часто и «конвейерное» мышление, в том числе у руководства предприятий и «отцов» города. Результаты этого настораживают — дух конвейерного производства как бы витает над Тольятти. И если немолодую, обремененную семьей женщину еще удерживает здесь боязнь остаться без квартиры, то что, скажем, остановит лет через десять девочку, которая играет сегодня в наспех «сварганенной» песочнице во дворе, где вокруг нет ничего, кроме унылых коробок домов? Скорее всего, она купит билет и уедет из города, в котором родилась, но который так и не сумел стать ей родным. Впрочем, стремление уехать в большие города, где больше возможностей для реализации своих способностей, уже сейчас заметно влияет на настроение молодых людей. На ВАЗ, к примеру, приходит работать не более 15 процентов выпускников школ Автозаводского района. Остальная молодежь покидает город и заменяется новой.
Помочь в создании полноценной, нормальной для человека городской среды, приблизить город к людям должен был бы дизайнер. Но его в течение двух десятилетий развития Тольятти рядом с архитектором не было, хотя давно ясно, что дизайнер должен работать не после, а вместе с архитектором. Нет его и сегодня. А ведь Тольятти по сей день в строительных лесах. Ежегодный прирост населения города, где средний возраст жителей — 29 лет (сегодня Тольятти испытывает «демографический взрыв»), составляет 17 тысяч человек. С каждым годом в эксплуатацию входят тысячи квадратных метров. Увы, дома, выросшие в 1987 году, мало отличаются от построенных в году 1967. Да и в самом процессе проектирования новых микрорайонов ничто не меняется — предполагается, что «кто-то» придет «потом» и сотворит «гармонию», сделает пластическую операцию. Но, во-первых, любая операция, даже пластическая, — это все же операция, и безболезненно она не проходит. Во-вторых — и это главное! — все то, что кажется нам второстепенным, что оставляется «до лучших времен», как раз и тормозит наступление этих времен.
К счастью, ветры пока не выветрили до конца энтузиазм первых лет строительства города. Надежда на то, что Тольятти еще станет тем самым городом мечты, пока теплится. Об этом свидетельствуют и частые встречи «отцов» города с его жителями (рекордное количество записок из зала всегда получают архитекторы), и то усердие, с которым следят здесь за чистотой или сажают деревья, чтобы скрыть однообразие застройки, дать тень и ощущение уюта пустынному месту. Лично я, разыскивая нужную квартиру, наткнулась в подъезде на молодого человека — как потом выяснилось, начальника крупного управления,— который старательно красил в зеленый цвет лестницу, чтобы хоть как-то оживить серое бетонное однообразие. Говорят, что примеров подобного рода не счесть.
Желание людей почувствовать себя хозяевами своего города, своего двора оказалось настолько сильным, что в Тольятти был сделан принципиальный шаг в этом направлении: здесь принято решение об образовании Советов общественного самоуправления. Задача их — развитие самодеятельности, и особенно самодеятельности, обращенной на развитие инфраструктуры города, на благоустройство жилой зоны. Предполагается, что непосредственное участие жителей в совершенствовании своих микрорайонов может дать толчок началу сближения их с человеком, поможет выработать общее понимание закономерностей градостроительного процесса, позволит гибко менять и перестраивать характер среды в зависимости от меняющихся запросов людей.



Из беседы с главным дизайнером АвтоВАЗа Марком Васильевичем ДЕМИДОВЦЕВЫМ:
— Типичная беда многих дизайнерских подразделений на предприятиях не миновала и этот отдел — он занимается чем угодно, только не технической эстетикой. Практически все силы большого, хорошо оснащенного коллектива, способного, как говорится, горы своротить и располагающего, к тому же, прекрасной производственной базой, на которой можно изготавливать не только опытные образцы или матрицы изделий, но даже небольшие их серии, уходят на работу сугубо оформительскую. А отдел давно созрел для решения крупных задач. Доказательством тому — множество интересных, оригинальных проектов, созданных его сотрудниками в инициативном порядке. Оригинальное оборудование недавно проходившей в городе ярмарки — вполне «на уровне». А проектное предложение «Парк-32» по созданию средствами архитектуры и дизайна уникального досугового центра! На пустыре, расположенном в так называемом 32 квартале Автозаводского района, намечается разместить целый комплекс оригинальных строений и конструкций, в формировании которых учитываются градостроительные, средовые и социально-культурные факторы. Кстати, этот проект буквально на днях был принят на градостроительном совете.

Большинство предложений дизайнеров в Тольятти все-таки остаются предложениями, а дефицитные в стране специалисты или «кидаются» на оформление очередного праздника или, того хуже, тратят время и талант на создание пресловутых щитов с наглядной агитацией, на которых по указке «сверху» пишутся на фоне бравого молодца обветшавшие, давно никого не агитирующие, сливающиеся все в тот же единый конвейерный поток слова: дадим, обеспечим, перевыполним.,. Впрочем, бывает и иное. Например, «Человек — наше главное богатство». Но и это тоже пока только лозунг. Ибо для кого он — «главное богатство»? Директор любого предприятия, например, сегодня не жалеет ни сил, ни средств на строительство заводского профилактория или турбазы. Это — его вотчина, визитная карточка, индикатор деятельности «на благо человека». Город же, где живут работники его завода, интересует его гораздо меньше. А ведь весь Автозаводской район, в котором живет сегодня более 350-ти тысяч человек, находится на балансе завода. Все здесь, включая дороги и водопровод, строил ВАЗ. Заказчик каждого нового проекта — ВАЗ. Эксплуатирует все — ВАЗ. Но почему бы, коли приходится и заказывать, и строить, и эксплуатировать, то есть вкладывать средства, не делать это качественно?
Впрочем, не будем задавать праздных вопросов. Тем более что существует мнение: ОТЭ необходимо от ВАЗа отделить и передать горисполкому. Это позволит сконцентрировать дизайнерские силы для решения масштабных проблем, а отдел из «кузницы разбегающихся кадров», как невесело шутят сами его сотрудники, превратить в ядро будущего Управления городской средой.

Из беседы с главным художником Тольятти Николаем Николаевичем АЛЕКСАНДРОВЫМ, дизайнером:
— Убежден: если при горисполкоме будет создан специальный трест по благоустройству города — а такие возможности у нас есть,— то в течение двух, максимум трех лет художественный облик города будет принципиально изменен.



К сказанному хотелось бы добавить, что целый ряд художественно-конструкторских проектов в группе главного художника уже выполнен — все в том же «инициативном» порядке. Например, модульная система «Универсум», включающая автобусные остановки, скамейки, киоски для розничной торговли. Или есть эскиз-идея системы детских площадок. Или…
Когда же инициативно выполненные проекты реально воплотятся в жизнь? Когда активность энтузиастов передастся тем, кто обязан проявлять активность в соответствии со своей должностью?
Тольяттинцы ждут от властей города ответов на эти вопросы.

ОТ РЕДАКЦИИ
Адресуясь в основном к руководству города Тольятти (и многих других городов), стремясь еще раз привлечь их внимание к проблемам городской среды и доказать необходимость немедленного их решения, редакция в этой статье намеренно не останавливалась на проблемах сугубо дизайнерских, специальных.
Разговор о конкретных мероприятиях, способных изменить ситуацию в этой сфере деятельности, еще впереди. Редакция приглашает принять в нем участие не только самих дизайнеров-практиков, но и архитекторов, градостроителей, рука об руку с которыми они работают, а также других специалистов, заинтересованных в совершенствовании социально-культурной сферы наших городов.

libavtograd.tgl.ru/search.php?page_id=1747Статья из жур.: Техническая эстетика.- 1987.- № 11.- с. 6-9.
Владычина Е.Г."

Читать полностью
Библиотека Автограда, Тольятти, эстетика, прошлое, будущее, Лезин

Комментарии (7)

+
0
Время прошло. Нынешняя молодежь уже не знает ни тех имен, ни тех проектов. Мне, к примеру, специально никто ничего не рассказывал, все немногое, что знаю, знаю в связи с собственным любопытством. Молодые тольяттинские историки, похоже, слишком заняты собой. Студенты ТГУ, к примеру, с уверенностью отсчитывают прошлое от времени С.Ф. Жилкина. А очень многое было и до.

Надо сказать, что вот тут присутствует Ацетон, у которого есть, что по теме сказать)
Да и не только у него, верно ведь, Виссон?)
avatar

Ivan_Burduh-Ali

  • 16 декабря 2011, 14:55
+
+2
Что тут скажешь: кому интересно, тот интересуется.
Молодежи, зачастую, вообще кажется, что всё самое интересное может быть только в их время и в их жизни.))
Особенностью незрелого возраста (не обязательно молодого!)
и незрелых культур является отрицание накопленного человечеством опыта, постоянное желание всё разрушить, а затем…
Я за тщательное изучение и нашего и зарубежного опыта, разумное претворение его в жизнь с учетом местных реалий и менталитета.
На мой взгляд, в городе масса наболевших проблем, решение которых «на поверхности», только соответствующим структурам,
к сожалению, нет до них никакого дела.
avatar

Visson

  • 16 декабря 2011, 15:30
+
+1
, постоянное желание всё разрушить, а затем…


Что-то (кого-то) это мне напомнило) А ведь действительно, разгадка проста — надо слушать и работать. Причем мерять эдак раз по семь)
avatar

Ivan_Burduh-Ali

  • 16 декабря 2011, 19:57
+
0
Тут особо нечего сказать. Я вынес приговор родному городу много лет назад. Звучит он так: «Город без корней обречен». И все 30-летнее наблюдение за городом это подтверждает. Я сравнивал наш город с Е-бургом, который основал тот же человек, но разница в ощущении от города — разительна.
avatar

iev91

  • 17 декабря 2011, 19:07
+
+1
Корни — прорастают. Если Вы с практическим растениеводством знакомы, то, наверное, наблюдали это неоднократно)
avatar

Ivan_Burduh-Ali

  • 18 декабря 2011, 00:44
+
+1
Наткнулась на статью в инете про Йошкар-олу. Город за последние 10 лет изменился и продолжает меняться в лучшую сторону. Все что происходит, это новодел, нет там никакой исторической подоплеки в городе. Толпы туристов посещают город.

mingitau.livejournal.com/152390.html
avatar

princessa_turandot

  • 1 августа 2014, 09:59
+
+1
Сдаётся мне тамошний губер будет нашим следующим. Тенденция однако. :)
avatar

Beashen

  • 1 августа 2014, 10:10

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
 
 

 

Прямой эфир

 
 
 
 

Тэги

 
   

 

 
             
 

Войти

Регистрация

Разделы

Новости

Блоги
Персоны

Газета

Блоги

Коллективные

Персональные

Инфо

О сайте

Правила

Соглашение

Услуги

Реклама

Партнерская программа

         
             
 

Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)

Разработка сайта:

   

Дизайн: Грасмик Александр

Движок: LiveStreet