о проекте

войти | регистрация

 
 

 

 
 

персоны

 
   
 

тема

 
   
 

топ блоги

 
 

Экспертное мнение

126.60

Сейчас скажу

73.87

Активный отдых

59.33

IT-баранки

48.50

Выборы. Конкурсы. Розыгрыши.

46.71

Вкусная жизнь

43.03

Додыр

39.58

Полит просвет

35.49

Выборы мэра Тольятти-2012

34.76

Развитие Тольятти

33.03


Все блоги

 
 
 

Сейчас скажу

 
Блог для всех кому есть что сказать.
 

Пора нажать на кнопку «стоп»


В России более полумиллиона лифтов, и 40% из них уже выработали свой ресурс. Около 1200 тысячи лифтов в Самаре требуют срочной замены

19 сентября в материале «Мертвые и забытые» (№138 (6806)) «Самарские известия» опубликовали реальную историю, которая случилась в одном из многоквартирных домов Советского района. В кабине неисправного лифта застрял мужчина. Да не один, а с телом покойницы. Чтобы не тащить тяжелый гроб по лестнице, решили спустить его в лифте с десятого этажа. И вот оказия… Кому-то это покажется анекдотом, только застрявшему было не до смеха. По подсчетам экспертов, в Самаре около 6500 лифтов. И, к сожалению, никто не может дать гарантии, что любой из нас рано или поздно не окажется запертым в тесном пространстве между этажами. Реалии таковы, что пришло время задуматься о масштабе бедствия, которое может настичь все крупные города губернии уже в ближайшее время.

Простая арифметика

В справочниках и путеводителях по городам СССР 70-80-х годов прошлого века нередко хвастались быстрыми темпами жилищного строительства, вследствие чего росло количество многоэтажных зданий. В городах, стремительно растущих ввысь, возникали компактные микрорайоны. С тех пор многое изменилось, в том числе и состояние жилого фонда, созданного в советские времена. Одна из самых серьезных проблем — эксплуатация лифтов. В целом по России их более полумиллиона, и 40% из них уже выработали свой ресурс.
Любой специалист, работающий с лифтовым оборудованием, скажет: срок работы этого механизма примерно 25 лет. При условии его нормального качества и правильной эксплуатации специализированная экспертная организация трижды может продлить работу грузоподъемника на три года. То есть, всего на девять лет.

Таким образом лифт способен служить 34 года. По истечении этого срока его эксплуатация считается опасной. Лифт нужно демонтировать и ставить новый. Таким образом все лифты в Самаре, которые смонтированы не позднее 1980 года (их примерно 1200 единиц), желательно менять уже сейчас. И каждый год, как заверяют специалисты, к этой цифре прибавляется примерно 100-200 лифтов.

Чтобы посчитать, сколько денег потребуется для замены старых лифтов, не нужно иметь семи пядей во лбу. Достаточно решить уравнение со всеми известными. Один лифт для девятиэтажки стоит примерно 1 млн рублей. Плюс от 300 до 500 тысяч требуется на его монтаж. Округлим до полутора миллионов. Теперь умножаем эту сумму на 1200. Получается 1 млрд 800 млн. Столько нужно средств, чтобы решить проблему замены изношенных лифтов. Около 4 млрд потребуется на ближайшие 3-5 лет.

Вряд ли эти цифры укладываются в головах у жителей наших многоэтажек, которые не знают, что формально их лифт давно пришел в негодность.

Лифт — не роскошь...

Сразу оговоримся: если лифт отслужил свои законные 34 года, не стоит сразу бить тревогу. Специалисты уверяют, что механизм может работать и полвека, если за ним правильно ухаживать. Ежемесячно подъемник должен осматривать механик, и когда необходимо, делать текущий ремонт. Кроме того, техобслуживание лифта проводится раз в квартал, раз в полгода и раз в год. Для последнего приглашается экспертная организация, которая вправе дать заключение о состоянии лифта и запретить его эксплуатацию в случае выявления нарушений.

В этом смысле лифт немногим отличается от автомобиля. Знаменитую «копейку», которую «АвтоВАЗ» выпустил много лет назад, до сих пор можно увидеть на дорогах страны. Секрет ее долголетия прост: либо эту модель «Жигулей» в свое время мало эксплуатировали, либо хозяин машины многое заменил в старушке. Лифт — средство передвижения, которое используется постоянно на протяжении многих лет. Забыть о нем до лучших времен не получится. Зато в нем можно заменить необходимые детали.
Тут мы сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, отдельные части подъемника, которые наиболее подвержены износу, могут дорого обойтись его владельцам. Быстрее всего снашиваются все движущие механизмы: лебедки, редукторы, двигатели. А замена одного двигателя обойдется в сумму от 60 до 100 тысяч рублей в зависимости от грузоподъемности лифта. Во-вторых, не все детали старого подъемника сегодня можно заменить, как отмечает генеральный директор ОАО «Лифтэлектросервис» (г. Тольятти) Максим Васильев:

— К примеру, реле (устройство замыкания/размыкания механических электрических контактов). Модели лифтов прошлого века работают на релейной системе управления, которую попросту перестали выпускать. Допустим, лифт 70-го года, который ездит на «релейке», остановился. Пока нам удается найти похожие запчасти, но склады не бесконечны. Купить старые платы нигде нельзя, самим спаять — тоже. Скоро эта проблема станет повсеместной.

А теперь самое неприятное. Когда ремонт, покупка отдельных деталей и содержание лифта становится обременительным, его собственники в лице УК или ТСЖ нередко прибегают к режиму экономии. Зачем ремонтировать лифт, который дышит на ладан, когда можно договориться с экспертной организацией? Иными словами, купить заключение сроком на ближайший год, что старый лифт еще можно эксплуатировать. Рискованно. В том числе и для самих экспертов, ведь если произойдет несчастный случай, за дело возьмутся прокуратура и Ростехнадзор. Зато взаимовыгодно.
Сэкономить на обслуживании лифта — еще проще. Об этом отдельно.

«Рога и копыта»

Несколько лет назад лифты в жилых домах находились под надзором Ростехнадзора. Ведомство жестко контролировало деятельность лифтовых организаций и предъявляло к ним повышенные требования. Позже эта функция исчезла, и требования отпали. Любой, кто хоть немного разбирается в работе грузоподъемников, может создать собственную фирму и заняться их обслуживанием. По подсчетам экспертов, большинство юрлиц на рынке такого рода услуг сегодня составляют компании типа «Рога и копыта».

Разумеется, за качеством они не гонятся. Привлекая собственников лифтов низкими ценами, эти деляги переманивают клиентов у квалифицированных лифтовых организаций. Проходит год-другой, и с ними разрывают договор, потому что фактически лифт не обслуживается (хорошо, если за это время не произойдет ничего катастрофического). К работе приступит порядочная фирма, в наследство которой достанется разбитая машина.

Помимо работы механика комплексное обслуживание подъемника включает в себя диспетчеризацию и «аварийку». Как правило, в шарашкиных конторах нет ни того, ни другого, ни третьего.
— Обслуживанием лифтового оборудования должна заниматься только специализированная организация, где могут работать только аттестованные сотрудники со специальным образованием. Они обязаны пройти обучение и получить допуск Ростехнадзора. Обслуживающие организации сомнительного уровня держат в штате всего несколько человек, которые не имеют права доступа к лифтовому оборудованию. Ну зачем им иметь квалифицированных специалистов? Он и аварийщик, и электромеханик одновременно. В целях экономии такие фирмы отказываются и от связи с диспетчером, что запрещено. На двери лифта указывается сотовый телефон, куда нужно звонить в случае застревания. А если телефон забыл, тогда как быть? — говорит руководитель одной из самарских управляющих компаний ЖКХ, пожелавший остаться неизвестным. — Примерно в 20% домах Самары отсутствует связь с диспетчером. Самый проблемный район города — Кировский. В Сызрани эта система не работает вообще.

Присмотритесь повнимательнее: возможно, в лифте вашего дома все происходит именно так. Даже если в критический момент у вас окажется мобильный телефон, никто не ручается, что вы дозвонитесь до диспетчера. Связь в шахте лифта оставляет желать лучшего. Допустим, дозвонились. Тогда на помощь к вам должна примчаться аварийная служба. Если лифт обслуживает серьезная компания, вас должны вызволить из плена в течение 30 минут. Если нет — приготовьтесь, что вместо команды спасателей к вам явится какой-нибудь дядя Боря. А может, и не явится. Это как повезет.

Всем стоять! Это мошенничество!

Уповать на везение можно сколько угодно, но от поломок никуда не деться. Рано или поздно лифты встают у всех. Вопрос в том, кто и как их чинит. Если обслуживающая организация отбилась от рук, повлиять на нее должен собственник лифта. Тут нас ожидает еще одна плохая новость: на самом деле не работающий лифт — прямая выгода для управляющей компании (или ТСЖ — не имеет значения). Плата за грузоподъемник ежемесячно взимается с жителей многоквартирного дома. Она спрятана в общей строке квитанции «содержание». Жильцы понятия не имеют, сколько они платят за лифт, а раскрывать этот секрет никто не торопится. Если лифт простаивает больше суток, УК прекращает выплачивать лифтовой организации деньги за обслуживание. А плата с жильцов по-прежнему взимается. Таким образом хозяин лифта (то есть УК) получает с жильцов чистую прибыль за каждый день простоя. Так может продолжаться до тех пор, пока не посыплются жалобы.

По нормативам, собственник квартиры имеет право потребовать перерасчет за каждый день после первых суток простоя подъемника. В случае отказа можно обратиться в ГЖИ и прокуратуру. Правда, как делать этот перерасчет, никто не знает, поскольку в квитанции не указана фиксированная сумма платы за лифт. С точки зрения закона, сбор денег за услугу, которая не оказывается, называется мошенничеством. Только не помнится, чтобы за не работающий неделями лифт кого-то привлекли к ответственности.

Интересный факт

В одной из новостроек Куйбышевского района Самары связь из лифта идет не только в диспетчерский пункт, но к председателю ТСЖ. Заходит в лифт должник, председатель нажимает кнопку, и лифт останавливается. А после попытки вызова диспетчера застрявший выслушивает нотации руководителя ТСЖ о необходимости погасить долги. Говорят, серьезных задолженностей в этом доме нет.

Полезная информация

Как понять, что обслуживание вашего лифта производится должным образом?

— Лифт не скрипит, не грохает и не дергается при остановке
— Зазор между площадкой и кабиной около 2 см
— В кабине нормальное освещение
— Присутствует панель «Правила пользования лифтом»
— Налажена связь с диспетчером
— Отсутствуют сгоревшие или испорченные кнопки

Роман Арсенин, Екатерина Имукова, Андрей Сазонов, газета «Самарские известия»
ЖКХ, лифты, лифт, авария, состояние, коммунальное хозяйство, Тольятти, Самарская область, ремонт

Комментарии (2)

+
+5
Около 1200 тысячи лифтов в Самаре требуют срочной замены
а по Тольятти, что можете сказать???
avatar

Santa

  • 22 октября 2014, 14:51
+
0
А в ОАО«Лифтэлектросервис» сколько лифтов на обслуживание? Это «специализированная» организация или как писали выше «рога и копыта»?
avatar

umora

  • 22 октября 2014, 20:27

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
 
 

 

Прямой эфир

 
 
 
 

Тэги

 
   

 

 
             
 

Войти

Регистрация

Разделы

Новости

Блоги
Персоны

Газета

Блоги

Коллективные

Персональные

Инфо

О сайте

Правила

Соглашение

Услуги

Реклама

Партнерская программа

         
             
 

Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)

Разработка сайта:

   

Дизайн: Грасмик Александр

Движок: LiveStreet