|
АВТОВАЗ: «ЗА» или «против»?!
|
|
Взяться за эту статью меня побудила фраза, брошенная одним из заводчан: «А мне пофиг, кто хозяин, лишь бы деньги платил». При этом вопроса, откуда берутся деньги, у товарища даже не возникло. Подобно тому, как сон разума рождает чудовищ, бытовой пофигизм – причина многих наших бед. И я подумала: может быть, люди, вроде этого пофигиста, просто забыли, «какой ценой завоевано счастье»? Наверное, надо подумать, прежде чем бросаться подобными фразами…
И в самом деле, многое стерлось из памяти. Вспомните хотя бы, как трудно пришлось ВАЗу в суровые для отечественного производителя девяностые. В 1993-1994 годах на «складах» скопилось 615 тысяч некомплектных автомобилей. Завод вмиг лишился всех своих валютных ресурсов – они ушли на то, чтобы попытаться спасти положение. А если учесть месяцы оплачиваемых простоев главных конвейеров, которые руководству компании пришлось компенсировать за счет сворачивания социальных программ, растущие депрессивные настроения заводчан – можно представить, как остро нуждался завод в поддержке правительства!
Возможные на тот момент «стратегические партнеры» ставили неприемлемые условия: так, например, в случае возобновления партнерства с ФИАТом (а этот вариант обсуждался) десятки тысяч вазовцев могли потерять работу. Тольятти жил в ожидании катастрофы. И именно тогда впервые робко заговорили о необходимости создания в городе новых производств и рабочих мест – но разговоры остались разговорами. Тогдашнее же руководство страны вопреки здравому смыслу не спешило подать крупнейшему отечественному производителю руку помощи – напротив, усилено вытрясало с завода неподъемные налоги.
Сегодня иная ситуация – положение на АВТОВАЗе и в Тольятти, программы развития буквально на контроле у председателя правительства. Факт, с которым вряд ли кто-то поспорит. И это, как мне представляется, связано вовсе не с выборами, не с «электоральным ресурсом», как думают многие. В противном случае – по результатам выборов 4 декабря – мы бы уже не раз убедились в этом. У Путина и его команды другая задача: оказывая поддержку заводу, дать городу возможность самому определиться с перспективами развития. Страна сильна регионами, такими непростыми городами, как наш – и на то, собственно, и правительство, чтобы это понимать учитывать в своих планах.
А мы то здесь при чем, спросите? Очень даже причем. Как бы пафосно ни звучало, это нам здесь жить, «а хорошо жить – еще лучше», как говорится. И позиция дремучего «пофигиста» не просто неактуальна – она из прошлого века. «Авось кривая вывезет» — это совсем несовременно и несвоевременно. «Ну, не будет завода, – рассуждают некоторые мои знакомые, – пойду в таксисты или в другой город уеду, авось не пропаду».
Да, многие уехали, кто в Москву, кто в Питер – но не меньше уехавших вернулось, «хлебнув счастья» на стороне. От добра ведь добра не ищут. И дело вовсе не в «квасном патриотизме», а в разумном, рациональном подходе: и АВТОВАЗ, и город сегодня, в отличие от тех же девяностых, вновь рассматриваются руководством страны как точка роста. А иначе – какой тогда смысл в модернизации производства, в создании Lada Granta, запуске Lada Largus? В развитии Особой экономической зоны и других проектов, запущенных в последние два года. Тех самых проектов, которые вкупе с АВТОВАЗом позволят городу создать запас прочности. Именно сегодня, пусть даже «сверху», реализуются возможности, которые были упущены в послеперестроечное десятилетие.
Еще одно интересное мнение довелось услышать на днях: дескать, какая разница, кто придет к власти в России весной, если все равно в марте контрольный пакет акций тольяттинского автогиганта перейдет к французам? Первый вопрос: а мы-то что при этом теряем? Завод в любом случае продолжит работу. Мало того: в дополнение к Гранте и Ларгусу на АВТОВАЗе и ИжАвто будут поставлены на производство модели Рено и Нисан – а это еще дополнительно 400 тысяч автомобилей в год. Более миллиона машин – куда больше, чем проектная мощность Волжского автозавода, заложенная в шестидесятые годы прошлого века.
Каждый шаг просчитан, семь раз отмерен – иностранные партнеры из Альянса вовсе не «добрые дяди, которые позаботятся о своем русском друге», как иронизируют некоторые. Они – нормальные предприниматели, которые принимают во внимание все факторы, и прежде всего — политическую и экономическую ситуацию в той стране, где строят бизнес. И не скрывают, что заинтересованы в производстве машин здесь, в России, в Тольятти только при условии сохранения текущих экономических реформ, которое напрямую увязывают с действующим руководством России.
Что говорить, французы долго шли к этому партнерству (достаточно вспомнить, опять же, что концерн Рено еще в 1960-е боролся за контракт на строительство ВАЗа). Кто знает, решился бы Альянс на этот стратегический шаг без внятной программы развития, поддержанной государством и лично одобренной премьером Владимиром Путиным? При этом, безусловно доверяя иностранным партнерам, государство оставляет за собой 25-процентный «блокирующий» пакет – как залог многолетней стабильной работы завода, его «дочек» и партнеров, новых заказов, увеличения зарплаты, гарантию развития…
Теперь вы поняли, каков мой ответ пофигисту. Конечно, я вам не скажу за всю Россию – ЗА страну отвечает правительство, но ЗА свой завод, ЗА свой город отвечать должны мы. И тогда есть вероятность, что настанет стабильное ЗАвтра.
|
|
Комментарии (16)
klauss
вери гуд бизнес…
nazxul
angry_hungry
petr_ivanovich
Согласен и совершенно не важно кто в марте станет президентом: Зюганов или Жириновский или ещё кто…
Хорошее дело ЛЮБОЙ руководитель будет поддерживать
andre
Работа по освоению денег была настолько каторжной, что сломался не один Генеральный директор завода их необходимо было менять и находить работу по ответственней и по спокойней. Как тырили деньги с завода и его разваливали писали местные газеты. Спалился только наш Губернатор с декларацией на 1,5 ярда. А вот если бы он не пошел в депутаты-губернаторы, то мы только и представляли масштабы хищений. 75 ярдов это деньги налогоплательщиков страны, которыми Путин заткнул дыру в бюджете Автоваза после нашествия своих суперменеджеров. И то заткнул не до конца стырили или профукали они гораздо больше. В хреновые годы автоваз давал 1 модель раз в 3 года. А сколько моделей дали москвичи??? Переработанную калину??? Верх Мастерства. и харош оды петь жуликам и ворам петь.
selehin
selehin
angry_hungry
Borodatiy
PINGvin
SABA
obsserver
mrachelo
Dobrovolec
Еще не известно попадет ли тот самый вазовец в список тех кому будет платить тот самый пофиг какой хозяин.
Если уж поспрашивать по другим городам нашей страны про отношение к нашим авто и городу Тольятти, то вы услышите много приятных слов на подобии: жигуль надо сразу на утилиацию сдавать, да и город весь туда же.
Формированию такого мнения способствовала и помощь государства заводу, когда по всем каналам трубили про огромные транши.
Так что с нетерпением ждем марта.
И вообще зачем было мешать все в кучу 1990-2000 годы, 2000-2010 годы, затоваривание первого периода, кризис второго периода, откуда-то Путин еще тут нарисовался.
Да, вот еще про период господдержки: поинтересуйтесь у поставщиков, как они получали оплату своей продукции и услуг от завода, как хорошо ценились эти ваучеры на рынке (с каком дисконтом покупались и какиесроки их погашения были). И кто в итоге их скупал и за какие цены.
Arbo2
Я из дому вышел, был сильный мороз.
Гляжу, как бредут на Поклонную гору людишки,
Несущие лозунгов воз.
–Куда вы, ребята?–
«На митинг, вестимо»?
–Чего протестуем?–
«Стабильности ждем!
Начальство велело, а мы– крепостные.
Они там воруют, а мы вот идём».
– А кто средь воров будет старший по чину?
«Да правит двенадцать годков мужичок.
Он к выборам нынче накинул овчину.
В больших полномочьях…, а сам с ноготок»
ewgeniy
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.