Яйца наряду с хлебобулочными изделиями и молоком можно найти практически в каждой корзине любого покупателя во всех магазинах России. Сегодня в нашей стране производится свыше 42 миллиардов яиц в год, а в среднем каждый россиянин съедает порядка 277 штук при медицинской норме потребления 270 яиц в год. Покупая яйца, мы за относительно небольшие деньги получаем порцию незаменимых аминокислот, ценнейшие жиры, а также витамины и микроэлементы. Белки, которые присутствуют в яйцах, – это строительный материал нашего организма.
В ходе веерного исследования куриных пищевых яиц были изучены характеристики качества и безопасности 28 товаров следующих торговых марок: Роскар «Мега» (изг. ПАО «Птицефабрика Роскар»), Лето (изг. ООО «Белянка»), Окское (изг. ЗАО «Окская птицефабрика»), Каждый день (изг. ОАО «Волжанин»), Вараксино «Эко» (изг. ООО «Птицефабрика «Вараксино»), Село Зелёное (изг. ООО «Птицефабрика «Вараксино»), Сельская новь (изг. ОАО «1-ая Минская птицефабрика»), FINE LIFE (изг. ЗАО «Галичское» по птицеводству), Чепфа (изг. ПАО «Птицефабрика Челябинская»), Праксис (изг. ООО «Птицефабрика «Вараксино»), 365 дней (изг. ОАО «Волжанин»), Самое вкусное (изг. ПТФ «Красный колос»), Птицефабрика Сеймовская (изг. ОАО «Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская»), Птицеводческий комплекс «АК «Барс» (изг. ООО «Птицеводческий комплекс «АК «Барс»), Синявинское (изг. ЗАО «Птицефабрика Синявинская»), Пользики (изг. ПАО «Птицефабрика Роскар»), Роскар «Экстра» (изг. ПАО «Птицефабрика Роскар»), Золото Сеймы (изг. ОАО «Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская»), Роскар «Счастливая курица» (изг. ПАО «Птицефабрика Роскар»), Вараксино «Деревенское» (изг. ООО «Птицефабрика «Вараксино»), Роскар «Активита» (изг. ПАО «Птицефабрика Роскар»), Fine Food (изг. ПАО «Птицефабрика Роскар»), Просто Азбука (изг. ООО «Птицефабрика «Вараксино»), Птичий край (изг. ОАО «Волжанин»), Роскар «Яркоvо» (изг. ПАО «Птицефабрика Роскар»), Лента (изг. ОАО «Волжанин»).
Для веерного исследования отбирались столовые яйца высшей и отборной категории – эти товары пользуются у россиян повышенным спросом. Вся представленная продукция была испытана по 25 параметрам качества и безопасности. Стоимость отобранных товаров составила от 65 до 280 рублей за упаковку (в исследовании принимали участие образцы в различной по объему таре) на момент закупки.
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА:
Стандарт Российской системы качества для куриных пищевых яиц с различными свойствами, по сравнению с действующим ГОСТом для натуральных яиц, устанавливает более строгие требования к диапазону массы одного яйца, высоте воздушной камеры внутри продукта, а также к содержанию витаминов и ненасыщенных жирных кислот омега-3 и омега-6.
Согласно стандарту Роскачества яйца дополнительно исследуются на соответствие их паразитарной чистоте (то есть на отсутствие любых опасных для человека микроорганизмов), также определяется показатель щелочного баланса желтка. При этом высококачественной продукцией может считаться только хорошо откалиброванное яйцо правильной формы, которое имеет достаточно толстую скорлупу.
Чистая защитная оболочка
Перед покупкой яиц потребитель достаточно часто вскрывает упаковку, для того чтобы проверить ее на предмет наличия битых яиц и оценить внешний вид продукции. Считается, что косвенным признаком качества яйца является чистота его скорлупы. Свежеснесенные яйца от здоровых кур покрыты бактерицидной пленкой, и на их поверхности практически отсутствуют микроорганизмы. Спустя четыре дня количество жизнеспособных бактерий на чистой скорлупе сокращается в пять раз, на загрязненной – в три, а на грязной скорлупе – в два раза. Согласно ГОСТу и стандарту Роскачества, скорлупа должна быть неповрежденной, чистой, без пятен крови и помета. Наличие на скорлупе пятен, точек, полосок допускается, если их появление вызвано соприкосновением яиц с клеткой или транспортером для сбора.
В ходе веерного исследования только три торговые марки – Просто Азбука, Синявинское и Сельская новь – не дотянулись до повышенных требований стандарта Роскачества, а значит, до российского Знака качества. Кроме того, в ходе веерного исследования была изучена толщина скорлупы каждого образца. Известно, что скорлупа для яйца является защитной оболочкой. Для потребителя же она является гарантией того, что все приобретенные яйца будут донесены до дома в целости и сохранности. В ГОСТе требования к толщине скорлупы не установлены. Стандарт Роскачества установил требование к этому показателю, поскольку он имеет прямое отношение к потребительским свойствам яиц.
В целом толщина скорлупы зависит от того, в каких условиях содержатся несушки, от их кормления, вида и возраста птицы, а также от сезона получения яиц от курицы. Толщина скорлупы, согласно опережающему стандарту Роскачества, должна быть не менее 0,4 мм. Примечательно, что практически все образцы соответствовали повышенному требованию стандарта. Исключением стали яйца под торговыми марками Fine Food, Просто Азбука, 365 дней и Синявинское.
Справка: В ходе лабораторных испытаний были изучены также визуальные характеристики скорлупы яйца – ее шероховатость и мраморность. Шероховатость представляет собой дефект, вызванный нарушением у кур-несушек минерального и витаминного обмена. Существовало мнение, что у шероховатого яйца скорлупа обычно более тонкая и хрупкая. Такой визуальный дефект имели девять образцов из всех представленных в исследовании. Мраморность яйца проявляется в наличии более светлых участков скорлупы. Присутствие в скорлупе эффекта мраморности говорит о недостатке в организме птицы кальция. Почти все образцы, представленные в исследовании, за исключением двух, имели мраморную скорлупу.
С размерами промахнулись
Яйца по своей массе делятся на пять категорий. Разделение происходит по принципу «чем больше масса – тем выше сорт». Стандарт Российской системы качества установил, что, для того чтобы претендовать на российский Знак качества, яйцо должно весить более 55 граммов. Напомним, в данном веерном исследовании участвовали яйца отборной (маркировка С0) и высшей категории (маркировка Св).
13 образцов, имеющих эту маркировку, были заявлены как «соответствующие ГОСТу». В итоге соответствовать ГОСТу смог только один образец под торговой маркой Самое вкусное. Другие 12 «гостированных» образцов под торговыми марками Окское, Каждый день, Вараксино «Эко», Село Зелёное, Сельская новь, FINE LIFE, Чепфа, Праксис, 365 дней, Птицефабрика Сеймовская, Птицеводческий комплекс «АК «Барс», Синявинское не соответствовали категории «отборные», а значит, вводили потребителей в заблуждение своей маркировкой. Практически аналогичная проблема была обнаружена еще в пяти образцах продукции, произведенной по техническим условиям предприятий. На этикетках потребительских упаковок с обогащенными яйцами торговых марок Пользики, Золото Сеймы, Роскар «Активита», Роскар «Яркоvо», Вараксино «Деревенское» было указано соответствие требованиям технических условий этих предприятий, но указанная категория отдельных яиц по массе не смогла соответствовать реальным значениям.
Обо всех выявленных несоответствиях были уведомлены соответствующие контрольные органы.
Важно: Размер яиц имеет принципиальное значение для их окраски – крупные яйца «в цвете» выглядят более привлекательно. Именно поэтому повышенный стандарт Роскачества ввел еще один показатель, непосредственно влияющий на эстетическое восприятие яиц, а именно – их калибровку. В ГОСТе требования к калибру яиц в рамках одной тары не установлены. Стандарт Роскачества высококачественной продукцией считает только ту, в которой отклонение по массе яйца в одной потребительской упаковке составляет +/– 5 граммов. Соответствовать этому требованию стандарта смогла продукция семи торговых марок: Сельская новь, Самое вкусное, Вараксино «Деревенское», Fine Food, Просто Азбука, Птичий край, Лента.
Витаминам – желтый цвет
В целом обычное яйцо можно назвать продуктом, богатым на витамины. При этом стоит понимать, что их максимальная концентрация присутствует в желтке. Каждое яйцо содержит в себе определенный комплекс витаминов: А, Е, D3 и другие. Стандарт Роскачества в части их содержания устанавливает требования, аналогичные техническому регламенту Таможенного союза. Причем содержание витаминов в продукте измеряется с помощью двух метрологических характеристик. Количество витаминов в качественном продукте должно покрывать часть суточной нормы потребления человека и иметь корректное соотношение по чистой массе в микрограммах на 100 граммов продукта. В ходе лабораторных испытаний были получены следующие результаты:
– Содержание витамина Е во всех образцах находилось в пределах нормы.
– Содержание витамина D3 во всех образцах соответствовало действующим техническим регламентам Таможенного союза, однако в двух товарах (Чепфа и Роскар «Яркоvо») не соответствовало информации, указанной на маркировке.
– Пониженное содержание витамина А было обнаружено в товарах Каждый день, Вараксино «Эко», Сельская новь, Праксис, Птицеводческий комплекс «АК «Барс», Синявинское, Лето, Просто Азбука, Fine Food, Чепфа, Пользики, Роскар «Экстра», Золото Сеймы, Роскар «Активита».
Информация обо всех нарушениях была направлена в контрольные органы.
Справка: Как показывает веерное исследование, производство обогащенных витаминами, микроэлементами, ненасыщенными жирными кислотами куриных яиц осуществляется по собственным техническим условиям предприятий из-за отсутствия специального единого ГОСТа; все натуральные пищевые яйца выпускаются по межгосударственному ГОСТ 31654-2012. При этом предприятия на упаковке товаров указывают «с селеном», «с йодом», «с каротиноидами», «с витаминами А, В1, В2, В12, D или Е». Это говорит о том, что любое яйцо должно содержать заявленные элементы в соответствующем количестве, иначе это будет расцениваться как нарушение прав потребителей на достоверную маркировку.
Жирно не будет
Пользу от полиненасыщенных жирных кислот организм получает только тогда, когда поддерживается их оптимальный баланс. Друг без друга данные кислоты просто «не работают». Как показали лабораторные испытания, все исследованные образцы содержат достаточное количество кислоты омега-6, а вот с содержанием омеги-3 у многих возникли проблемы.
Обе кислоты в оптимальном количестве содержались в яйцах под торговыми марками Каждый день, Самое вкусное, Пользики, Роскар «Экстра», Золото Сеймы, Лето, Роскар «Счастливая курица», Вараксино «Деревенское», Роскар «Активита», Лента.
Больше воздуха
Яйца – продукт скоропортящийся, поэтому свежесть товара становится определяющим фактором при выборе и покупке. Одним из показателей, который говорит о свежести яйца, является размер воздушной камеры между белком и внутренней стенкой скорлупы. В свежем яйце эта воздушная камера (она называется «пуга») имеет очень небольшие размеры. С течением времени яйцо начинает усыхать, а пуга – увеличиваться. Этот процесс, кстати, напрямую влияет на комфорт очистки продукта – с более старого яйца гораздо проще снять скорлупу.
Согласно требованиям ГОСТа, высота воздушной камеры не должна превышать 7–9 мм. Интересно отметить, что в государственном стандарте данный показатель представлен для двух температурных режимов: от 0 до 20 ˚С – не более 7 мм, а при температуре от –2 до 0 ˚С – не более 9 мм.
Второй показатель был внесен специально для жителей севера, в центральной части России яйца не производят и не хранят при такой температуре. Так как во всех исследованных Роскачеством магазинах температура полки превышала отметку в 0 градусов, то стандарт Роскачества в данном исследовании допускает высоту воздушной камеры не более 7 мм, устанавливая таким образом высокий уровень свежести яйца.
По результатам исследования продукция следующих торговых марок смогла уложиться в повышенный стандарт Роскачества: 365 дней, Самое вкусное, Птицефабрика Сеймовская, Роскар «Экстра», Лето, Лента.
Стоит отметить, что товары Окское, Каждый день, Вараксино, Село Зелёное, Сельская новь, FINE LIFE Чепфа, Праксис, Птицеводческий комплекс «АК «Барс», Синявинское были промаркированы как «сделанные по ГОСТу», однако не смогли ему соответствовать по параметру высоты воздушной камеры. Этот факт является нарушением прав потребителей на достоверную маркировку, о чем были уведомлены соответствующие контрольные органы.
Комментарии (0)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.