«Принципы Экватора» — это комплекс добровольных принципов, разработанных и принятых банками для оценки экологических и социальных рисков при предоставлении проектного финансирования. Концепция «Принципов Экватора» базируется на природоохранных и социальных стандартах, применяемых Международной финансовой корпорацией (IFC) — членом группы Всемирного банка, осуществляющей финансирование в частном секторе. Эти принципы применяются в глобальном масштабе для кредитов в сфере банковского проектного финансирования с общей суммой капитальных затрат не менее $50 млн (в США снижено до 10 млн. долларов).
«Мы признаем, что роль финансистов наделяет нас значительной возможностью поддерживать бережную заботу об окружающей среде и развитие социальной ответственности.»
Кредитование проектов играет важную роль в финансировании добычи ресурсов в разных странах мира. Финансируя проект, особенно на новых рынках, кредиторы часто сталкиваются с проблемами экологической и социальной политики. Мы признаем, что наша роль финансистов дает нам значительные возможности влиять на процесс управления проектами и содействовать усилению их экологической и социальной ответственности при освоении ресурсов.
Основных принципов девять, но я не буду перечислять их здесь все. Самые основные — это определение категории риска проекта и оценка воздействия на окружающую среду. То есть, если банк считает что заемщик собирается построить что-то что будет загрязнять окружающую среду, он может отказать в финансировании. Не правда ли, хороший рычаг воздействия на плохие стройки? Но как обычно, в России этот принцип не подействовал.
«Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) не будет участвовать в финансировании строительства трассы через Химкинский лес, сказал «Газете.Ru» представитель ЕБРР в России Ричард Уоллес. Ранее банк, в состав учредителей которого входит Еврокомиссия, рассматривал возможность инвестиций в строительство скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург». Правила ЕБРР запрещают банку участвовать в проектах, наносящих ущерб экологии.
ЕБРР хотел вложить в этот проект 1,5 млрд долларов.
«Строительство этого участка дороги вызвало массовые протесты активистов экологических организаций, обвинивших подрядчиков в разрушении экосистемы.
«ЕБРР не участвует в проекте. Существует договоренность о финансировании с пулом других банков», — заметил Уоллес в четверг. Он не уточнил, возможно ли участие банка в финансировании строительства других участков трассы».
«Не в гору, так в обход» — госкорпорации ВЭБ и Сбербанк выделят на проект 29,2 млрд рублей.
Координатор Союза общественных экологических организаций России Андрей Маргулев не удивлен решением ЕБРР. «Банк планировал участие в проекте, но изменил свои планы, — говорит он. — Уважаемая организация не хочет участвовать в сомнительном проекте. Но это имеет значение только как моральная поддержка нашей позиции. Лоббисты нашли деньги внутри страны. Они будут из Сбербанка и Внешэкономбанка инвестироваться в якобы доходный проект».
Зачем оценивать социальные и экологические риски:
— социальные и экологические риски зачастую ведут к затягиванию и удорожанию проектов;
— непредвиденные дополнительные расходы;
— риск часто означает меньшую поддержку правительства и общественности;
— риск ведет к юридическим проблемам;
— угроза аварий (например, масштабный разлив нефти) может препятствовать реализации проекта.
Чтобы проще понять что такое «принципы экваторы», несколько примеров:
Пример 1: OCP нефтепровод (Эквадор)
Стоимость — 1,1 миллиарда долларов США;
Эксплуатация задержана почти на 10 лет из-за необеспеченности экологической безопасности;
Грунтовые подвижки часто вызывали аварийную ситуацию и много-недельные остановки эксплуатации;
В течение первых 3 лет эксплуатации, протечки нефти (в окружающие леса) превысили 145,000 баррелей.
Пример 2: OCP нефепровод
Блокирование строительных площадок в 2001-02 гг. группами экологических активистов и коренного населения;
Падение репутации банка West BL (основного финансиста проекта) в результате многочисленных демонстраций протеста, пикетов и озабоченности акционеров о действиях банка.
Пример 3: Проект «Сахалин-2»
Сообщено об аварии при строительстве погрузочного терминала СНГ (Сжиженного Натуральтого Газа);
Бюджет проекта превышен на $2 миллиарда долларов США;
Неуверенность экспертов, сможет ли трубопровод выдержать частые на Сахалине сильные землетрясения;
Отрицательное (разрушительное) воздействие проекта на рыболовную индустрию Сахалина (лосось).
Источники:
gazeta.ru/business/2011/01/13/3490082.shtml
www.equator-principles.com/principles.shtml
www.kamniro.ru/zero/principl.htm
p.s.: А дорога через лес Тольятти будет кем финансироваться (если вдруг она снова окажется в генплане)?
Комментарии (6)
Кем будет финансироваться лесная дорога в Тольятти — это и есть один из главных вопросов, при определении которого стоит начинать делать выводы о ее необходимости. А не как сейчас — подняли крик.
mihail
Теперь подумываю о том, чтобы со сбером еще меньше дел иметь…
Dobrovolec
mihail
Просто не буду больше там вклады открывать.
Dobrovolec
mihail
Ecologist
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.