Вы пользуетесь устаревшей версией интернет браузера, администрация сайта TltTimes не гарантирует корректную работу сайта в Вашем браузере. Скачайте последнюю версию любого популярного браузера:
Romeo, назовите станцию в которой сутки держали Вашу машину и не нашли или не захотели найти неисправность. Страна должна знать не только своих героев, но и антигероев
1. Марат: устремленный на победу: Подготовлено к изданию дирекцией по стратегическому управлению ОАО «АВТОВАЗ» / Автор проекта, редактор-составитель Шаврин, А .- Тольятти, 2008.- 276с.
3. Фаршатов Марат Нугуманович: Технический директор Волжского автозавода с1975 по 1991 год //Энциклопедия автомобилей LADA.- М.: ООО Книжное издательство «За рулем».- 2011.- С.160.
4. «Не думайте, что ВАЗ – это романтика…»: Марат Нугуманович Фаршатов: воспоминания родных, друзей и коллег // Менеджер Тольятти.- 2001.- № 8-9.- С.80 – 83.
5. Человек, который не умел проигрывать: Марат Нугуманович Фаршатов // ВАЗ: страницы истории: Воспоминания и факты.- 1995.- С.71 — 82
У Полякова В.Н. была прекрасная команда, способная решать сложные задачи. Как пример Фаршатов М.Н. (только вчера получил интересную информацию об нем от коллег с АВТОВАЗа и поделюсь ей с жЫтелями Тлттаймс):
Марат Нугуманович Фаршатов
( 1927 – 1991 гг.)
Когда Евгений Артемович Башинджагян — главный инженер Ярославского завода — предложил ехать в Тольятти, Марат сомневался. Все-таки другой профиль. Но решающим стало то, что на ВАЗе все начиналось с нуля, можно было творить, работать по-новому.
В октябре 1966 года Фаршатов переведен на Волжский автомобильный завод и назначен управляющим ме¬ханосборочного производства.
Марат Нугуманович в числе первых приехал в Тольятти. Это знаменитая группа Полякова — первопроходцы. Они по всей стране искали для еще даже не построенного завода руководителей производств, молодых, талантливых специалистов. В начале 1967 года Виктор Николаевич Поляков и Марат Нугуманович в составе московской комиссии приехали в Ярославль подбирать кадры. Фаршатов отлично знал многих рабочих Ярославского моторного завода и кандидатов для перевода в Тольятти он выдвигал лично. Марат Нугуманович был настоящим лидером. На него равнялись управляющие и других производств, чему-то учились. Он скрупулезно рассматривал любой вопрос, до мельчайших деталей прорабатывал каждую проблему.
Принимал непосредственное участие в разработке технического проекта Волжского автозавода. Под его руководством осуществлены ответственные работы по реализации исполнительного проекта завода, выбору технологических процессов, закупке импортного оборудования, обучению специалистов, по организации своевременной и качественной приемки более 3 тыс. единиц оборудования на иностранных фирмах. Обладая высокими организаторскими способностями и лично участвуя в руководстве строительными, монтажными и пусконаладочными работа¬ми механосборочного производства, М. Н. Фаршатов организовал слож¬ную работу монтажников и эксплуатационников по своевременному вво¬ду в эксплуатацию производственных площадей, качественному монтажу и отладке около 5 тыс. единиц сложного технологического оборудования, что обеспечило рекордно короткие сроки начала выпуска автомобилей.
На строительстве завода проблем хватало. Проект ВАЗа был составлен так, что строительство 100-гектарною главного корпуса велось с запада на восток, что заранее предопределяло отставание цехов механосборки, — как раз наиболее сложных, трудоемких своей начинкой, наиболее, скажем так, интеллектуалоемких.
Фаршатов не имел специального строительного образования. Однако за его спиной уже был опыт сооружения нового дизельного производства в Ярославле, и ему нетрудно было представить, чем неминуемо отзовется все это. Само время играло против механиков — любая задержка строителей и монтажников отражалась на МСП и, в конечном счете, оттягивала ввод всего комплекса ВАЗа.
Что можно было сделать в данной ситуации даже такому пробивному человеку как Фаршатов? Изменить порядок, очередность движения уже запущенного большого строительного потока было не в его силах (хотя он, кстати, и сделал попытку скорректировать его). Оставалось всемерно активизировать работу строителей. И не призывами, а конкретной помощью: выделять им для усиления своих людей, направлять бригады МСП на заводы металлоконструкций и железобетонных изделий, чтобы максимально подговиться к моменту, когда откроются фронта монтажных и наладочных работ в «Механике». И еще, что крайне важно, использовать это время для формирования коллектива, испытать каждою члена его и даже, наверное, себя на прочность и надежность
В 68-69 годах прием рабочих на завод был массовый, и со всеми, кто приходил в МСП, Марат Нугуманович находил возможность обстоятельно побеседовать. Не только о профессиональных данных, но и о семейных проблемах, об увлечениях. Так он узнавал человека наиболее полно. С его прозорливостью и жизненным опытом он с первого взгляда видел, на что способен человек, что ему можно доверить. И не было ни одного случая, чтобы в ком-то Марат Нугуманович разочаровался.
Социальные вопросы в механосборочном производстве ставились на первое место. Первый дом для рабочих сдали представители МСП, первый детский сад — МСП, первая заводская база отдыха — МСП.
У Фаршатова была масса идей. Например, ящики, в которых на завод поступало оборудование, обычно сжигали. Марат Нугуманович предложил использовать их для строительства домиков на базе отдыха «Поршень». Уже позднее стали возводить кирпичные корпуса. А в начале семидесятых люди были рады возможности отдохнуть на природе даже в таких самодельных домиках. О нем еще в Ярославле стали говорить Железный Марат. Это выражение близко к истине. Действительно, он был тверд по характеру. Всегда обоснованно отстаивал свою позицию, и оспорить его не мог никто. При этом Марат Нугуманович был и справедлив. Не в его стиле было наказывать подчиненных за ошибки. Впрочем, этого не требовалось. Механосборщики отличались дисциплинированностью и ответственностью. Бывало, правда, что они получали выговоры от вышестоящего руководства. Защищая своих, Марат Нугуманович стоял горой: не мог допустить, чтобы кто-то чужой вмешивался в работу его производства. Это не амбиции директора. Просто он считал, что объективно оценить ситуацию на производстве сможет только тот, кто непосредственно наблюдает за ней изо дня в день, кто знает способности и возможности каждого рабочего. Да, Марат Нyryманович был жесткий человек, но не жестокий. Иначе было нельзя, того требовала должность, слабости руководителям не прощают.
Но характер человека многогранен. Несмотря на постоянную занятость, и в Ярославле, и в Тольятти Марат Нугуманович умел находить время на отдых. Причем активный отдых. Любил рыбачить, ходить на охоту. Он прекрасно рисовал. К его «технарскому» складу добавилась еще и творческая жилка. Он интересовался и фотографией. Жаль, что времени на за¬нятие любимым делом не оставалось
Марат Нугуманович на всех совещаниях, встречах с коллективом непременно подчеркивал задачи безусловного лидерства. И лидерство не в смысле какой-то псевдоактивности или умелой псевдоотчетности, но достижения, обеспечения настоящих высот.
Замечу, если выступления В.Н.Полякова, отличавшиеся всегда исключительной глубиной, компетентностью, были все-таки несколько суховатыми, то выступления М. Н. Фаршатова, тоже при всей глубине, отражали в значительной части страстность его натуры. Вот, например, когда он предлагал строить базу отдыха для механосборщиков на другом берегу Волги, в районе Муранского бора, то он зажигал людей живым рассказом от первого лица: «Вот мы садимся в машину. Едем на пирс под восьмым кварталом и садимся на судно на воздушной подушке, которое доставляет нас прямо к соснам и пляжам Муранского бора… ». И это был рассказ уже не прагматичного инженера, но в определенной мере полет фантазии романтика, который тоже был в этой личности. Или он предлагал участникам совещания: «Сейчас, не откладывая, садимся в этот «Жук» и едем выбирать место турбазы в Ягодное». Вполне возможно, Марат уже, и может не раз, сам лично побывал там, все обсмотрел и обдумал, но он, таким образом, делал всех нас соучастниками своей идеи».
В 1975-1991 годах М. Н. Фаршатов занимал пост технического дирек¬тора Волжского объединения по производству легковых автомобилей ОАО «АВТОВАЗ».
Приказ о назначении М.Н. Фаршатова техническим директором Волжского автозавода датирован 30 апреля 1975 года. По сути дела он сменил на этом посту Е. А. Башинджагяна, ставшего заместителем министра автомобильной промышленности СССР. Е.А. Башинджагян помог заводу в короткие сроки осуществиться, взять невиданные в нашей стране высоты. Это был штурм, прорыв. Перед М.Н. Фаршатовым встала задача не потерять, как выражаются альпинисты, высоты, продолжить движение вперед. Череда этих покоряемых в 70-е годы вершин четко отслеживается в истории Волжского автомобильного: «Нива», «переднеприводное семейство», «Выход на первую глубокую модернизацию производства»
«Нива» явилась не только первой чисто вазовской разработкой, но и прорывным проектом в масштабах всего мирового автомобилестроения. Для самогo же М.Н Фаршатова запуск «Нивы» явился проверкой на прочность, стал проверкой сил как технического директора, подтверждением его класса, умения руководить не одной лично взращенной и выпестованной «Механикой», но и сообществом очень разнохарактерных, разностильных производств.
Сумел ли Фаршатов соответствовать означенной для него роли? Более чем. Потому что, повторим, смело пошел на преодоление новых вершин, где даже перевалы подчас еще не были отмечены на картах.
Да, замах на передний привод диктовался всей логикой развития мирового автостроения. Но дело в том, что Фаршатов сумел разглядеть в нем не только способ поддержания ВАЗа на волне современного автостроения, но, прежде всего, получить за счет него возможность ускоренной, коренной модернизации. Обновления всего огромного промышленного комплекса, вплоть до вовлечения в это десятков и сотен предприятий-смежников, которые должны были обеспечить эти самые переднеприводные машины новыми материалами и комплектующими с новыми техническими и потребительскими свойствами.
Фаршатов и в должности технического директора АВТОВАЗа оставался Фаршатовым — размашистым, широко мыслящим, энергичным, имеющим на многое и многое собственную, свою точку зрения. Возглавляя техническую службу завода, координировал все работы по постановке на производство новых моделей, включая ВА3-2121, семейства ВАЗ-2105,2104,2107. Велика заслуга М. Н. Фаршатова в ре¬конструкции производства под задачи выпуска переднеприводных моделей ВАЗ-2108, 2109.
Награжден двумя орденами Ленина, медалями „За трудовое отличие», “За трудовую доблесть»…
На тренировочных управленческих поединках как такового тренера нет, есть арбитр и судьи. И вести эти поединки будет очень опытный арбитр, который провел уже десятки поединков, чемпион города Тольятти по управленческой борьбе, Зибарева Оксана Александровна (второй разряд по управленческой борьбе). Зибарева О.А. всегда предоставляет очень квалифицированную обратную связь каждому участнику (мне есть с чем сравнивать, т.к. видел работу нескольких арбитров).
Компетентность судей также является важнейшим фактором, влияющим на удовлетворенность участников, поэтому в судействе будут многие опытные менеджеры-члены Тольяттинского клуба управленческой борьбы, в т.ч. судьи областного чемпионата по управленческой борьбе. А что касается знания технологии, то на КАЖДОМ тренировочном управленческом поединке подробно доводится до сведения слушателей технология проведения поединков и система оценивания участников. Краткое описание технологии «Управленческий поединок» можно посмотреть на сайте «Управленческие поединки. Тольятти»: www.facebook.com/notes/управленческие-поединки-тольятти/краткое-описание-технологии-управленческий-поединок/576958055658230
Соглашусь с Вами, что Троцкий — это более радикальный политик, чем Сталин. Но возможно под его руководством власть большевиков не продержалась бы 70 лет, т.к. если разогревать баллон высокого давления, то он взорвется.
Но история не имеет сослагательного наклонения…
Наверное это самое страшное наследие сталинского режима, то что атрофировались и исказились самые естественные и важные чувства (в т.ч. милосердие, дружба, любовь) у простых людей.
Ivanka, но больше всего травили женщин-фронтовичек именно ЖЕНЩИНЫ, которые не были на войне.
Вот моя жена. Она — умная женщина, и она к военным девушкам плохо относится. Считает, что они ехали на войну за женихами, что все крутили там романы. Хотя на самом деле, у нас же искренний разговор, это чаще всего были честные девчонки. Чистые.
Если недочёты государства (отсутствие женского белья, средств гигиены и т.д.) ещё как-то можно понять, в то время вообще люди были не на первом месте у нас в стране, то не могу понять ту травлю и обструкцию женщин-фронтовичек, которую устроили, те кто не был на фронте. Для чего они это делали? Как это объяснить? Их ведь никто не заставлял устраивать эту травлю
Каданникова В.В. избрали Ген директором ПО АВТОВАЗ в 1988 году (был делегатом конференции).
20 декабря 1988 года на конференции трудового коллектива Каданников был избран Генеральным директором Волжского объединения по производству легковых автомобилей.
Да, уважительное отношение Владимира Васильевича к простым людям (вплоть до уборщицы) меня тоже поразило.
Приведу такой пример. В феврале 1992 года за экономию валютных средств на АВТОВАЗе мне выделили автомобиль. По процедуре для этого необходимо было сходить на приём к Каданникову. Он дал добро. Но потом пару дней мне канифолили мозги начальник отдела распределения автомобилей и помощник ген директора. Я даже засомневался (стыдно признаться), что может быть не теми чернилами или не те слова написал Владимир Васильевич в резолюции.
И вот Каданников В.В. идет по коридору, увидел меня, поздоровался и спросил: «Ну а Вы, молодой человек, почему здесь который день? Что-то не получается, нужно помочь?» Я сказал, что уже все решилось, но сам поразился, что в то время когда цены на комплектующие выросли в 10 раз одномоментно, завод 1 месяц стоял, и было непонятно по каким ценам продавать авто, Генеральный директор САМ предлагает помощь рядовому сотруднику завода.
Как говорят величие людей определяется по их отношению к маленьким людям. И в этом качестве Владимир Васильевич великий человек
Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе,
об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на сайт
обязательна. (Условия ограниченного использования материалов)
tushov